УДК 629.114.2.001.63(075.8) Работа буксования синхронизатора с учетом влияния поводкового момента от выключенных фрикционных муфт в коробке передач Д-р техн. наук В. М. ШАРИПОВ (Университет машиностроения (МАМИ)), канд. техн. наук В. А. КРЮЧКОВ (ОАО "НИИ стали", smash@list.ru) Аннотация. <...> Рассмотрен процесс переключения передач с помощью синхронизатора в коробке передач автомобиля и трактора. <...> Предложен метод расчета работы буксования и времени синхронизации для условий нагружения синхронизатора с учетом действующего поводкового момента от выключенной фрикционной муфты. <...> В настоящее время в автомобиле- и тракторостроении постепенно внедряются преселекторные коробки передач (КП), где переключение передач осуществляется без разрыва потока мощности от двигателя с помощью фрикционных муфт (ФМ) и синхронизаторов [1]. <...> ISSN 0235-8573 Тракторы и сельхозмашины, 2014, № 2 Проведенные исследования [2, 3] показывают, что выключенная ФМ, работающая в масле, пытается передать часть мощности в трансмиссию за счет образующихся поводковых моментов на поверхностях ее дисков. <...> Следовательно, в таких КП выравнивающий элемент 25 включаемого синхронизатора воспринимает как инерционные нагрузки от деталей, связанных с включаемой шестерней передачи, так и поводковые моменты со стороны одной (или более) выключенных ФМ. <...> Исследования показали, что при некоторых условиях величина поводкового момента, создаваемого одной выключенной фрикционной муфтой, может достигать 7 Н•м и более [3], что может внести существенные коррективы в работу синхронизатора. <...> В зависимости от схемы включения передачи в КП поводковый момент от выключенной ФМ может иметь как положительный (разгружать синхронизатор), так и отрицательный характер (догружать синхронизатор и увеличивать длительность процесса синхронизации), или же менять направление воздействия в процессе включения. <...> Величина поводкового момента, создаваемого выключенной ФМ в КП, может быть описана параболической <...>