Изложены результаты полного цикла испытаний электронного регулятора трения. <...> Показано, что рациональное использование эффекта поля в триботехнической практике позволяет без конструкционных изменений и дополнительных капиталовложений обеспечить рост энергоэффективности промышленного оборудования и машин, а также повысить ресурсосбережение на протяжении всего их жизненного цикла. <...> Ключевые слова: эффект поля, трибосистема, энергосбережение, двигатель внутреннего сгорания (ДВС), электрическая машина. <...> Наименее затратные программы модернизации техники подразумевают совершенствование смазки и смазочных материалов [1]. <...> Один из эффективных методов управления смазочным действием — эффект поля, заключающийся в воздействии на фрикционные процессы внешних физических полей (теплового, магнитного, электрического). <...> Полевое воздействие на фрикционные процессы — перспективный способ снижения интенсивности окислительного изнашивания, усталостных и адгезионных процессов, наводороживания трибосопряжений. <...> Одна из проблем реализации данного способа состоит в необходимости разработки компактных источников электрической поляризации узлов трения [2]. <...> Преимущество электрополевого воздействия на трибосреду перед известными способами механической и химической модификации поверхностей трения и состава смазочных материалов заключается в его постоянстве в течение всего срока службы устройства. <...> Воздействие не ослабевает вследствие утонения поверхностного модифицированного слоя или израсходования компонентов присадки. <...> Еще одна особенность эффекта поля состоит в возможно40 сти управления режимами трения: от антифрикционного — для снижения энергозатрат и повышения износостойкости трибосопряжения, до фрикционного — для ускорения периода приработки (обкатки новых машин). <...> Третья особенность — универсальность эффекта поля вне зависимости от типа базового смазочного материала, вида трибосопряжения <...>