ТЕОРИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ, ИСПЫТАНИЯ УДК 621.436.038.001 Повышение топливной экономичности дизеля типа ЯМЗ-238 на режимах малых нагрузок регулированием его рабочего объема Д-р техн. наук Н. Н. ПАТРАХАЛЬЦЕВ, инж-ры Д. С. СКРИПНИК, P. <...> Показана возможность снижения расхода топлива при работе дизеля типа ЯМЗ-238 на режимах малых нагрузок путем изменения его рабочего объема отключением части цилиндров. <...> В современных условиях эксплуатации двигатели автомобильного транспорта и других мобильных машин, включая ряд сельхозмашин, работают с пониженными коэффициентами загрузки, т. е. с высокими долями времени работы на режимах малых нагрузок и холостого хода. <...> На таких режимах двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в т. ч. дизели, работают с повышенным расходом топлива — как часовым, так и путевым. <...> Поскольку повышенный расход топлива означает и повышенные выбросы парникового газа CO2, то актуальной проблемой современного двигателестроения можно считать повышение эксплуатационной топливной экономичности путем снижения удельного эффективного (а следовательно часового и путевого) расхода топлива на режимах малых нагрузок и холостого хода. <...> Условия эксплуатации дизелей различного назначения статистически достоверно отражены в стандартных испытательных циклах [1], созданных на базе статистической обработки многократных исследований их эксплуатационных режимов. <...> Анализ этих циклов (например 13-ступенчатый) показывает, что автомобильный дизель работает на режимах малых нагрузок (ниже 40 % от полной) в течение 45 % всего времени эксплуатации. <...> У дизелей сельхозмашин эта доля достигает 70 %, внедорожной техники — 35 %. <...> Снижение экономичности режимов малых нагрузок объясняется пониженным качеством процессов топливоподачи при малых цикловых подачах, повышенными значениями коэффициентов избытка воздуха, пониженным тепловым состоянием двигателя и в итоге — сни16 ISSN 0235-8573 Тракторы и сельхозмашины, 2014, № 10 с электромагнитным <...>