,,У истоков ленинской деспотии ") В помещенной выше небольшой исторической статье, известный историк коммунистической партии и непревзойденный знаток механизма партократии А.А. Авторханов фокусирует внимание на „болевой точке" пересечения трех направлений общественной мысли и политической активности, какими были в России в десятилетие, предшествовавшее событиям 1905 года, экономизм, либерализм и марксизм. <...> Середина 90-х годов прошлого века - это кульминационный пункт в распространении марксистских идей в России. <...> Еще в начале 90-х годов марксизм не находил себе пристанища в прогрессивных русских журналах, со страниц которых он подвергался нападкам. <...> И только с 1894 года марксизм прорывается в легальную печать почти одновременным выходом в свет двух книг - Н. <...> Бельтова (Г.В. Плеханова) „К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" и П.Б. Струве „Критические заметки". <...> Почти все до iex пор отличавшиеся своим относительно либерально-демократическим духом издания - „Новое Слово", „Русская Мысль", „Мир Божий", „Жизнь", „Начало" и др. - открывают свои страницы статьям, работам и книгам легальных марксистов. <...> Почти та же тенденция быстрого расползания марксизма проявилась и в нелегальной печати. <...> Естественно, вставал вопрос: что позволяло демократии - буржуазной и интеллигентской, - ощущавшей в то время контраст между пролетарским движением и собственным бессилием, не видеть, не чувствовать до поры до времени неудобство гегемонии марксизма и не искать самостоятельных путей? <...> Потресов ответил на этот вопрос через полтора десятка лет так: „Без всякого сомнения: элементарность легального марксизма (достаточно сравнить уровень хотя бы ленинских статей того периода с трудами руководителей группы „Освобождение труда". <...> Но этот в то время признанный тезис еще не получил своей конкретизации и не возбуждал - пока что - дальнейших программных и организационных вопросов; не возбуждал потому, что эта „идеализация <...>