Представлена конструкция фильтра для очистки и подогрева топлива в процессе эксплуатации машины при низких температурах. <...> Предложен метод расчета системы подогрева топлива в топливных системах машин с дизелями. <...> Современные тракторы и сельхозмашины оснащены двигателями, работающими на дизельном топливе. <...> Для обеспечения требуемой чистоты по ГОСТ 305—87 стандартная топливная система машины имеет двух-, а иногда и трехступенчатую очистку с помощью последовательно установленных фильтров грубой (ФГО) и тонкой (ФТО) очистки. <...> Характерная особенность отказов, особенно в условиях пониженных температур, — изнашивание прецизионных деталей топливной системы вследствие проникновения в зазоры трущихся пар абразивных частиц и воды, циркулирующих с топливом [1—2, пат. <...> Процесс изнашивания интенсифицируется при эксплуатации машин, не имеющих в топливной системе смесителей-подогревателей (как в иных машинах северного исполнения), но работающих в условиях низких температур. <...> В этом случае происходит парафинизация топлива и образование в нем кристаллов льда, блокирующих поровую структуру ФТО. <...> Вывод очевиден: защита топливной системы с помощью фильтров в штатном исполнении от изнашивания недостаточно эффективна [1]. <...> Специалисты считают: чтобы решить существующую проблему, необходимо совершенствовать топливную систему машин путем замены агрегатов очистки топлива на другие, конструкционно отличающиеся от типовых, либо модернизировать существующие. <...> Цель настоящей работы — модернизация типового топливного фильтра-отстойника мобильной машины (рис. <...> 1) путем установки в корпусе штатного фильтра разработанного двухфункционального термостабильного фильтроэлемента объемного типа (пат. <...> РФ № 2186608) с заданными размерами пор, уменьшающимися по ходу топлива в организованном поровом пространстве. <...> В качестве фильтрующего материала может быть применен синтетический пористый нетканый иглопробивной деформируемый <...>