УДК 629.013 Технологии обезвреживания трещин на шейках коленчатого вала Д-ра техн. наук Н. <...> Предложена методика выбора технологии обезвреживания трещин на шейках коленчатого вала двигателя ЯМЗ-240 путем раздела и заварки трещин. <...> В процессе изготовления шейки коленчатого вала подвергаются закалке ТВЧ на глубину до 5,5 мм. <...> При твердости шеек 52—60 HRC возможно использование абразивного инструмента для разделки трещин, скорость резания при которой не должна превышать 12—14 м/с [1]. <...> С учетом ограничения размеров шлифовального круга и местоположения имеющихся трещин диаметр абразивного круга не должен быть >20 мм. <...> В этом случае частота вращения абразивного круга должна находиться в пределах (12—14)103 мин–1. <...> 48 Основное требование при выборе способа и сварочного материала для заварки трещин — получение бездефектного сварочного шва на поверхности шатунных шеек. <...> Критерием оценки применимости того или иного способа заварки, а также типа электродной проволоки служило отсутствие пор, раковин, сварочных трещин после заварки. <...> Перед заваркой трещин отсеки шлифовали до получения цилиндрической поверхности шеек. <...> После заварки трещин шейки полировали и места с заваренными трещинами подвергали травлению. <...> Такой анализ дает возможность отобрать рациональные способы заварки и сварочный материал на первом этапе исследований. <...> На втором этапе заваренные трещины, признанные годными на основании анализа поверхности сварочного шва, подвергали анализу микроструктуры по глубине заваренного участка, по результатам которого для дальнейших исследований отбирали наиболее приемлемые сварочные материалы и способы заварки. <...> Окончательное решение принимали на основе усталостных испытаний отсеков при знакопеременном кручении и изгибе. <...> Согласно разработанной методике для выявления рационального способа заварки и выбора сварочного материала были подготовлены отсеки коленчатого вала ЯМЗ-240 (вал изготовлен из стали 60ХФА, в <...>