Алексей Павлович Чапыгин
Гулящие люди
Источник текста: А. П. Чапыгин. Гулящие люди. М.:Московский рабочий, 1984.
Scan, OCR&Spelcheck Stanichnik, 2008.
Предисловие
Алексей Павлович Чапыгин вошел в литературу в бурные годы первой русской революции. Вошел
не юношей, не литературным мальчиком, за ним стоял громадный жизненный опыт. Он родился 18
октября 1870 года в деревне Закумихинской Каргопольского уезда Олонецкой губернии в бедной
крестьянской семье. Тринадцати лет отправился в Петербург, в ученье к маляру. Лишь через пять лет
пробился в подмастерья "живописно-малярного ремесла" и полтора десятилетия проработал в этом
звании, отдавая все свободное время писательству. Однако первый рассказ был написан лишь в 1895
году. Д. В. Григорович, признав опыт молодого прозаика неудачным, увидел в нем ростки таланта
интересного. Разговор с мастером гоголевской еще "натуральной школы" окрылил начинающего
писателя. Своим литературным учителем Чапыгин называл В. Г. Короленко, который бережно, но и
критично наставлял молодого автора: лишь в 1903 году он дал "добро" на первую публикацию очерка
"Зрячие", который появился в рождественском приложении газеты "Биржевые ведомости".
Рассказы А. Чапыгина о жизни петербургской бедноты, составившие впоследствии сборник
"Нелюдимые", отличало прочное, на своей шкуре испытанное знание быта, характеров обитателей
столичных трущоб, недавних крестьян, подавшихся в город с мечтою вырваться из беспросветной
нужды. Стихийным был их уход в неласковый, жестокий Петербург, стихийным был их протест, когда
рухнули последние надежды на сколько-нибудь сносное существование среди "черной громады городских
домов", где фабричные трубы представляются человеку огромными метлами, которыми смерть
"сметает в могилу людей".
Ярче, самобытнее раскрылся талант А. Чапыгина в рассказах сборника "По звериной тропе",
повестях "Белый скит", "На Лебяжьих озерах". Здесь писатель обратился к своей родине - глухой
северной деревне, затерявшейся в дремучих сказочных лесах. Рассказы и повести А. Чапыгина о деревне
погружают читателя в стихию народной речи, сохранившей древние формы русского языка. В тех краях,
где прошло детство писателя, еще неприкосновенны оставались обряды, предания седой старины, как о
вчерашнем рассказывали деды о вольном городе Новгороде, о Змее Тугарине и Микуле Селяниновиче, о
войнах Ивана Грозного и персидском походе Стеньки Разина. История мешалась с былиной, сказкой, а XX
век тихо, малозаметно еще подмывал устои домостроя. Мощные, богатырские характеры сламывались
нищетой, их добивало патриархальное невежество, и лес, природа не спасали: в дореволюционных
произведениях А. Чапыгина природа при всей своей красоте встает такой же мрачной силой, как и
холодный, бездушный к слабому человеку город.
Дореволюционный период творчества А. Чапыгина был периодом интенсивного ученичества. Еще
в 1900 году молодой писатель познакомился с теоретиком символизма Вячеславом Ивановым, участвовал
в его литературных "средах", читал свои произведения в салонах законодателей литературных течений.
Высокая культура кружков художественной интеллигенции, атмосфера требовательности к слову,
царившая в них, многое дали вчерашнему подмастерью. В строгих анализах, в спорах о форме
оттачивался эстетический вкус, обострялось чувство языка.
Правда, атмосфера пессимизма, разлившаяся по стране в годы реакции, мистические искания
русских декадентов оказали свое влияние и на Чапыгина. А. М. Горький, с которым Чапыгин
познакомился в 1915 году, высоко оценил повесть "Белый скит", прочитанную позже в рукописи "На
Лебяжьих озерах", но отказался переиздавать написанную в мистических тонах повесть "Смертный
зов", не напечатал созданную в том же духе повесть "Сувенир". С первого дня знакомства и до
последних дней своей жизни А. М. Горький с пристальным и одновременно требовательным вниманием
следил за развитием таланта А. Чапыгина и материально и духовно поддерживал одаренного писателя,
пришедшего в литературу "из людей".
После Великой Октябрьской революции в творчестве А. Чапыгина наступает перелом. Сначала
Стр.1