ИСКУССТВО Александра ОРЛОВА, Мария ШНЕЕРСОН Вопреки «установкам» и схемам К столетию со дня смерти М. П. Мусоргского В советской науке прочно утвердился некий стереотип, в соответствии с которым великие деятели искусства становятся безликими, как штампованные детали, сошедшие с одного конвейера. <...> Не избежал подобной участи и стал похож на „воробья" великий композитор земли русской Модест Петрович Мусоргский. <...> Труден был жизненный и творческий путь композитора. <...> Огромную роль сыграло и исполнение Шаляпиным произведений Мусоргского, в особенности партии Бориса в опере „Борис Годунов". <...> Дело не только в том, что искажался его облик, но и произведения композитора в подлинном виде известны далеко немногим (так, например, в московском Большом театре до сих пор опера „Борис Годунов" исполняется в редакции Римского-Корсакова). <...> Мусоргский настолько самобытен и многогранен, что прямолинейное толкование его творчества приводит к искажению. <...> В СССР трактовка Мусоргского установилась со времен пресловутого РАМПа, деятели которого были яростными приверженцами классового „пролетарского" искусства и в качестве „своих" признавали лишь Бетховена (также односторонне толковавшегося) да творца „Бориса Годунова". <...> С тех пор в советском музыкознании прочно утвер278 дался некий иконописный образ Мусоргского, далекий от подлинного облика великого композитора. <...> „По Пушкину и Карамзину" Упрощенный и предвзятый подход определяет и трактовку оперы „Борис Годунов". <...> Певец народного горя, Мусоргский отнюдь не был певцом революции и не склонен был идеализировать народ. <...> Для того, чтобы глубже проникнуть в художественный мир Мусоргского, воплощенный в словах и звуках его оперы, необходимо тщательно изучить не только музыку и либретто, но и те источники, из которых композитор черпал факты, образы, мысли. <...> Даже пушкинский „Борис Годунов" подвергся настолько радикальной переработке, что либретто оперы может в значительной <...>