Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Инструментоведение: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКнязева Надежда Андреевна
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц147
ID341689
АннотацияВ учебном пособии освещены вопросы зарождения и эволюции музыкальных инструментов симфонического и русского народного оркестров. Рассматриваются их конструктивные особенности, музыкально -исполнительские возможности. Изложение материала учебного пособия идет от общего к частному. В начале каждой главы дается общее описание группы – ее состав, вид и количество инструментов, история происхождения. Внутри глав описываются отдельные инструменты: история их появления и развития, конструктивные особенности, диапазон, строй, характеристика регистров, способы записи в партитуре, штрихи и способы звукоизвлечения, музыкально-выразительные возможности и функции в оркестре. Учебный материал пособия подкрепляется анализом партитур, иллюстрацией музыкальных инструментов, сопровождается характерными нотными примерами, таблицами, размещенными как в тексте, так и в приложениях.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию УМС института музыки Кемеровского государственного института культуры
Кому рекомендованоАдресовано студентам вузов искусств и культуры, музыкальных училищ и колледжей, руководителям музыкально-инструментальных коллективов.
ISBN978-5-8154-0316-1
УДК78
ББК85.315.3я73
Князева, Н. А. Инструментоведение: учебное пособие : по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» / Н. А. Князева .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2015 .— 147 с. : ил. — ISBN 978-5-8154-0316-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/341689 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ Учебное пособие Направление подготовки: 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство» Профиль подготовки: «Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты (по видам инструментов): домра, балалайка, гусли, гитара» Кемерово 2015 1 УДК 78 ББК 85.315.3я73 К54 Утверждено на заседании кафедры народных инструментов 08.06.2015 г., протокол № 8. <...> К 54 Инструментоведение [Текст]: учеб. пособие по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» / Н. А. Князева. <...> я73 ISBN 978-5-8154-0316-1 © Н. А. Князева, 2015 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2015 2 ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Инструментоведение» является одной из профилирующих по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов – домра, балалайка, гитара, гусли)», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр». <...> Учебное пособие состоит из двух глав: «Инструментальный состав русского народного оркестра» и «Инструментальный состав симфонического оркестра». <...> В четвертом параграфе рассматриваются гармоники и баяны, в пятом и шестом – народные духовые и ударные инструменты. <...> Во втором параграфе рассматриваются струнные смычковые инструменты; в третьем – духовые инструменты (по видам: деревянные духовые и медные духовые); в четвертом – ударные инструменты и в пятом – инструменты, применяемые в оркестре эпизодически. <...> 3 Знание инструментов симфонического оркестра углубит знакомство студентов с богатым наследием композиторов-классиков, творчеством отечественных и зарубежных композиторов, будет способствовать умению практически подойти к симфонической литературе с точки зрения возможности ее переложения для русского народного оркестра <...>
Инструментоведение_учебное_пособие_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.145
Стр.146
Инструментоведение_учебное_пособие_(1).pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ Учебное пособие Направление подготовки: 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство» Профиль подготовки: «Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты (по видам инструментов): домра, балалайка, гусли, гитара» Кемерово 2015 1
Стр.1
УДК 78 ББК 85.315.3я73 К54 Утверждено на заседании кафедры народных инструментов 08.06.2015 г., протокол № 8. Рекомендовано к изданию УМС института музыки 16.06.2015 г., протокол № 10. Рецензенты: Н. В. Серегин, заведующий кафедрой народных инструментов ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусств», д-р пед. наук, проф.; О. В. Синельникова, зав. кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», д-р искусствоведения, проф. Князева Н. А. К 54 Инструментоведение [Текст]: учеб. пособие по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» / Н. А. Князева. – Кемерово: КемГИК, 2015. – 147 с. ISBN 978-5-8154-0316-1 В учебном пособии освещены вопросы зарождения и эволюции музыкальных инструментов симфонического и русского народного оркестров. Рассматриваются их конструктивные особенности, музыкально-исполнительские возможности. Адресовано студентам вузов искусств и культуры, музыкальных училищ и колледжей, руководителям музыкальноинструментальных коллективов. УДК 78 ББК 85.315.3.я73 ISBN 978-5-8154-0316-1 © Н. А. Князева, 2015 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2015 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Инструментоведение» является одной из профилирующих по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов – домра, балалайка, гитара, гусли)», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр». Курс «Инструментоведение» тесно связан с такими дисциплинами, как «История», «История музыки», «Чтение оркестровых партитур», «Инструментовка и переложение», «Дирижирование», играющими важную роль в профессиональном обучении студентов и подготовке их к будущей практической работе в качестве руководителей художественных коллективов, артистов оркестра (ансамбля), преподавателей специального инструмента. Цель учебного пособия – формирование научно обоснованного представления о разнообразных возможностях музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического и русского народного оркестров. Для достижения цели поставлены следующие задачи: - охарактеризовать закономерности появления и развития музыкальных инструментов в историческом контексте; - выявить теоретические основы инструментоведения как отрасли музыковедения, изучающей музыкальные инструменты, их конструктивные особенности и музыкальновыразительные возможности; - раскрыть функциональную роль музыкальных инструментов и отдельных групп в симфоническом и русском народном оркестрах. Содержание учебного пособия будет способствовать формированию таких профессиональных компетенций, как: - способность применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-16); - знание конструктивных особенностей, музыкально-выразительных и технических возможностей музыкальных инструментов (ПК-19). Учебное пособие состоит из двух глав: «Инструментальный состав русского народного оркестра» и «Инструментальный состав симфонического оркестра». В первом параграфе первой главы дается определение понятию «инструментоведение», рассматриваются акустическая природа музыкальных инструментов и различные системы их классификации. Второй параграф содержит краткие исторические сведения о русском народном оркестре, партитуре и правилах записи. Третий параграф посвящен струнным щипковым инструментам: гуслям, домрам, балалайкам, гитарам, а также актуальным на сегодняшний день инструментам фольклорной традиции. В четвертом параграфе рассматриваются гармоники и баяны, в пятом и шестом – народные духовые и ударные инструменты. В первом параграфе второй главы дан исторический образ возникновения и развития симфонического оркестра, характеризуются различные составы оркестров и виды партитур. Во втором параграфе рассматриваются струнные смычковые инструменты; в третьем – духовые инструменты (по видам: деревянные духовые и медные духовые); в четвертом – ударные инструменты и в пятом – инструменты, применяемые в оркестре эпизодически. 3
Стр.3
Знание инструментов симфонического оркестра углубит знакомство студентов с богатым наследием композиторов-классиков, творчеством отечественных и зарубежных композиторов, будет способствовать умению практически подойти к симфонической литературе с точки зрения возможности ее переложения для русского народного оркестра. Изложение материала учебного пособия идет от общего к частному. В начале каждой главы дается общее описание группы – ее состав, вид и количество инструментов, история происхождения. Внутри глав описываются отдельные инструменты: история их появления и развития, конструктивные особенности, диапазон, строй, характеристика регистров, способы записи в партитуре, штрихи и способы звукоизвлечения, музыкально-выразительные возможности и функции в оркестре. Учебный материал пособия подкрепляется анализом партитур, иллюстрацией музыкальных инструментов, сопровождается характерными нотными примерами, таблицами, размещенными как в тексте, так и в приложениях. Для организации самостоятельной работы студентов каждый параграф содержит вопросы для самоконтроля знаний. Кроме того, к первой главе, в соответствии с профилем подготовки студентов, предложены 2 варианта тестовых заданий. Учебное пособие не претендует на полноту изложения. Студентам следует обращаться к специальной литературе по инструментоведению, инструментовке, истории оркестровки таких авторов, как: М. Чулаки, В. Кожухарь, Ю. Шишаков, В. Шахматов, В. Розанов, А. Карс, И. Барсова, М. Имханицкий, А. Пересада и др. 4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СОСТАВ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА 1.1. Исторический обзор возникновения и развития музыкального инструментария. Классификация музыкальных инструментов…………………………………….….… 5 1.2. История становления и развития русского народного оркестра. Партитура оркестра…………………………………………………………………………………….. 10 1.3. Струнные народные инструменты: конструктивные особенности и музыкально-исполнительские возможности……………………………………………………… 14 1.3.1. Гусли и их разновидности…………………….………………………………… 14 1.3.2. Домры трехструнные: оркестровые разновидности инструментов……….. 23 1.3.3. Домры четырехструнные……………………………………...……….……….. 33 1.3.4. Балалайки: оркестровые разновидности инструментов…………….……….. 35 1.3.5. Гитары: семиструнная и шестиструнная……………………….………..….. 45 1.3.6. Струнные народные инструменты фольклорной традиции.…………….…... 50 1.4. Гармоники: конструктивные особенности и музыкально-исполнительские возможности…………………………………………………………………………….... 51 1.4.1. Диатонические, хроматические, оркестровые и тембровые гармоники……. 51 1.4.2. Баян, аккордеон: готовый, готово-выборный, многотембровый готововыборный…………………………………………………………………………………. 56 1.5. Духовые народные инструменты: конструктивные особенности и музыкальноисполнительские возможности…………………………………………………….….… 66 1.6. Ударные народные инструменты (мембранные и самозвучащие): конструктивные особенности и музыкально-исполнительские возможности……………….….… 69 Тестовые задания………………………………………………………………………… 72 Выводы по главе 1………………………………………………………………………. 86 145
Стр.145
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СОСТАВ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА 2.1. Исторический обзор возникновения и развития симфонического оркестра. Партитура оркестра…………………………………………………………………….… 87 2.2. Струнные смычковые инструменты: конструктивные особенности и музыкально-исполнительские возможности……………………..…………………………. 96 2.3. Духовые инструменты симфонического оркестра: конструктивные особенности и музыкально-исполнительские возможности….……………………………….… 101 2.3.1. Деревянные духовые инструменты…………………………..………………..... 102 2.3.2. Медные духовые инструменты…………………………………………..….…. 106 2.4. Ударные инструменты (мембранофоны и идиофоны): конструктивные особенности и музыкально-исполнительские возможности…………………………..……… 109 2.5. Эпизодические инструменты симфонического оркестра…………..……………. 113 Выводы по главе 2……………………………………………………………………….. 115 Заключение……………………………………………………………………………..… 116 Список литературы………………..…………………………………………………..… 117 Приложения………………………………………………………………………………. 125 146
Стр.146