Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Образ Богородицы в русской живописи XIX-XX вв. (80,00 руб.)

0   0
Первый авторТарасенко Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID341508
АннотацияОбраз Богородицы оказал огромное влияние на развитие русского искусства, став символом не только чистоты и красоты, но и единения государства
Тарасенко, Е.Н. Образ Богородицы в русской живописи XIX-XX вв. / Е.Н. Тарасенко .— : [Б.и.], 2015 .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/341508 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Н. Тарасенко, кандидат педагогических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета Образ Богородицы в русской живописи XIX-XX вв. <...> Отличительные особенности русской духовной живописи — просветлённострогий внутренний настрой, собранность, чистота и открытость, недопущение крайностей, излишней эмоциональности, чтобы диапазон чувств и настроений (от скорби до ликования) не перешёл границ дозволенного, не нарушил равновесия. <...> Образ Богородицы оказал огромное влияние на развитие русского искусства, став символом не только чистоты и красоты, но и единения государства. <...> О внешнем виде Девы Марии сохранились сведения в исторических описаниях святого Епифания и Никифора Каллиста: «Она была роста мерного, немного выше среднего; цвет её лица был как цвет зерна пшеничного; волосы у неё были светлорусые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклонённые и довольно чёрные, нос продолговатый, уста, подобные цвету розы, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные. <...> Одежда Марии чужда роскоши и скромна; поступь величественная и твёрдая, взгляд серьёзный и приятный; речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца; обращение безыскусное и простое. <...> Недаром среди обращений к ней: Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна — есть обращение Всепетая. <...> Несмотря на существование иконописного подлинника (своеобразного справочника церковного художника, где объяснялось, как нужно и как нельзя писать икону), шаблонных изображений Богородицы мы не найдём. <...> В первой половине XIX столетия в русской живописи особый интерес вызывает творчество Александра Андреевича Иванова. <...> В 1840-е годы он задумал цикл росписей на библейские сюжеты; поражает обилие выполненных им акварельных эскизов, вдохновенных и мощных. <...> Окончательный эскиз трактован как сон Иосифа; персонаж приподнимается <...>
Образ_Богородицы_в_русской_живописи_XIX-XX_вв..pdf
Е.Н. Тарасенко, кандидат педагогических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета Образ Богородицы в русской живописи XIX-XX вв. Отличительные особенности русской духовной живописи — просветлённострогий внутренний настрой, собранность, чистота и открытость, недопущение крайностей, излишней эмоциональности, чтобы диапазон чувств и настроений (от скорби до ликования) не перешёл границ дозволенного, не нарушил равновесия. На иконах всё соразмерно и упорядоченно, всё призывает человека к гармонии мыслей и отношений с миром, настраивает на покой, сосредоточенность, самодисциплину. По мнению Е.Н.Трубецкого, «икона — это не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем — икона может служить лишь символическим его изображением» [1, с. 16]. Образ Богородицы оказал огромное влияние на развитие русского искусства, став символом не только чистоты и красоты, но и единения государства. О внешнем виде Девы Марии сохранились сведения в исторических описаниях святого Епифания и Никифора Каллиста: «Она была роста мерного, немного выше среднего; цвет её лица был как цвет зерна пшеничного; волосы у неё были светлорусые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклонённые и довольно чёрные, нос продолговатый, уста, подобные цвету розы, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные. В ней во всём была простота и совершенное смирение» [2, с. 15]. Дионисий Ареопагит через три года после его обращения апостолом Павлом из язычества в христианство видел Марию в Иерусалиме, когда она была в преклонных летах. Описывая эту встречу Павлу, Дионисий сообщает, что ум его и сердце изнемогли при созерцании величия её красоты и что он готов бы ей поклоняться, как Богу, если бы не ведал, что Бог един. Одежда Марии чужда роскоши и скромна; поступь величественная и твёрдая, взгляд серьёзный и приятный; речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца; обращение безыскусное и простое. Как сказано у святых отцов, «поистине в Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенство её души. Её желание устремлено только к единому достойному желания и любви; ненависть она имела только ко греху» [3, с. 24]. Богоматери посвящали и посвящают творения художники, поэты, скульпторы, композиторы, воспевая ей хвалу. Недаром среди обращений к ней: Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна — есть обращение Всепетая. Но только в России могли появиться образы с удивительными названиями «Неувядаемый цвет», «Аз есмь с вами и никто же на вы», «Нечаянная радость», «Споручница грешных», «Скоропослушница», «Радосте всех радостей». Несмотря на существование иконописного подлинника (своеобразного справочника церковного художника, где объяснялось, как нужно и как нельзя писать икону), шаблонных изображений Богородицы мы не найдём. Да, именно так: канон есть, а шаблонов нет! Сравните
Стр.1