В.В.Зеньковский
[П.А.Чаадаев[i]]
Оригинал находится здесь: Библиотека "Вехи"
П. Я. Чаадаев (1794-1856) всегда привлекал к себе большое внимание историков русской мысли, - ему в
этом отношении посчастливилось больше, чем кому-либо другому. Правда, этот интерес к Чаадаеву
связан обычно лишь с одной стороной в его творчестве, - с его скептицизмом в отношении к России, как
это выразилось в единственном из его "философических писем", напечатанных при жизни автора.Шум,
поднявшийся вокруг Чаадаева при появлении в печати этого письма (1836-й год), был совершенно
необычайным.Журнал, в котором было напечатано это письмо, был немедленно закрыт; сам Чаадаев был
официально объявлен сумасшедшим, и за ним был установлен обязательный медицинский надзор
(длившийся около года). Необычайная судьба Чаадаева, да и необычайность его личности вообще привели
к тому, что уже при жизни его создались о нем легенды. Герцен причислил (без всякого основания,
однако) Чаадаева к "революционерам"; другие не раз считали его перешедшим в католицизм. Для одних
Чаадаев - самый яркий представитель либерализма 30-х, 40-х годов, для других - представитель
мистицизма. До самого последнего времени не были известны все его "Философические письма", - и
только в 1935-м году в "Литературном наследстве" (Т. 22-24) появились в печати неизвестные раньше
пять писем, которые впервые раскрывают религиозно-философские взгляды Чаадаева. Во всяком случае,
сейчас мы располагаем достаточным материалом для восстановления системы Чаадаева[1].
Обратимся, прежде всего, к его биографии.
Петр Яковлевич Чаадаев родился в 1794-м году. Рано лишившись родителей, он вместе с братом
Михаилом остался на руках тетки, кн. А.М.Щербатовой (дочери известного нам историка и писателя
XVIII века), которая вместе со своим братом, кн.Щербатовым дала обоим мальчикам тщательное
воспитание. В 1809-м году Чаадаев поступил в Московский Университет, в 1812-м году поступил в
военную службу, принимал участие в войне с Наполеоном. В 1816-м году познакомился с Пушкиным
(тогда еще лицеистом) и стал, до конца его жизни, одним из самых близких его друзей[2]. Чаадаев
развивался чрезвычайно быстро, рано обнаружив прямой и твердый характер, чрезвычайное чувство
своего достоинства[3]. В начале 1821-го года Чаадаев бросил военную службу, - о чем существует тоже
несколько легендарных рассказов, до конца еще не выясненных в их реальном основании. В годы до 1823го
у Чаадаева произошел первый духовный кризис - в сторону религиозную. Чаадаев, и до того времени
много читавший, увлекся в это время мистической литературой; особенное влияние имели на него
сочинения Юнга Штиллинга. Здоровье его пошатнулось вследствие чрезвычайной духовной
напряженности, и ему пришлось уехать за границу для поправления здоровья, где он оставался до 1826-го
года (что его спасло от гибели, так как он был чрезвычайно близок с самыми видными декабристами). По
возвращении из-за границы Чаадаев был арестован, но вскоре освобожден и смог вернуться в Москву, где
он пережил второй кризис - на несколько лет он сделался совершенным затворником, весь уйдя в очень
сложную мыслительную работу. В эти годы (до 1830-го года) полнейшего уединения у Чаадаева
сложилось все его философское и религиозное мировоззрение, нашедшее (в 1829-м году) свое выражение
в ряде этюдов, написанных в форме писем, - с вымышленным адресатом. Раньше предполагали, что
письма были написаны некоей г-же Пановой, теперь доказано, что она вовсе не была адресатом. Чаадаев
просто избрал эпистолярную форму для изложения своих взглядов, - что было тогда довольно обычно.
Письма эти долго ходили по рукам, пока один предприимчивый журналист (Н. И. Надеждин), бывший
редактором журнала "Телескоп", не напечатал одного из писем. Это было в 1836-м году; письмо было
напечатано не по инициативе Чаадаева, хотя и с его согласия. Письмо произвело впечатление
разорвавшейся бомбы - суровые, беспощадные суждения Чаадаева о России, мрачный пессимизм в оценке
ее исторической судьбы поразили всех. Хотя письмо давно ходило по рукам, но тогда оно вовсе не
вызвало такой реакции; когда же оно было напечатано, это произвело впечатление "выстрела,
раздавшегося в темную ночь" (Герцен). Небольшая группа радикальной молодежи (как Герцен) была,
Стр.1