№ 3 и. н. погожина ОБучение ДОшКОльниКОв принципу сОхранения через фОрМирОвание струКтуры лОгичесКих Операций КлассифиКации и сериации Экспериментальное исследование направлено на проверку возможности и эффективность формирования понимания сохранения у дошкольников через формирование у них логических операций классификации и сериации. <...> Разработаны новые методики обучения классификации и сериации, в основе которых лежит овладение детьми действиями, входящими в состав и структуру данных логических приемов. <...> Параллельное формирование с помощью этих новых методик логических операций классификации и сериации позволило испытуемым не только в полной мере овладеть данными приемами, но также привело к преодолению детьми феноменов несохранения. <...> Впервые показана возможность формирования одних конкретно-операциональных структур интеллекта (понимания принципа сохранения) через другие конкретно-операциональные структуры интеллекта (состав и структуру логических операций классификации и сериации). <...> Ключевые слова: логические операции классификация, сериация, понимание принципа сохранения, формирование конкретно-операциональных структур интеллекта. <...> The aim of experimental study is testing of the possibility and efficiency of conservation understanding formation in preschool children through the formation of their logical operations of classification and seriation. <...> New training methods of classification and seriation were developed. <...> Parallel formation of logical operations of classification and seriation using these new techniques allowed the subject not only to master these logic operations in a full, but also let the children overcome nonconservation phenomena. <...> The possibility of formation of some concrete-operational structures of intelligence (understanding of the conservation principle) through other specific-operational structures of intelligence (the composition and structure of logical operations of classification and seriation) was proved for the first time. <...> Пиаже (1994) и его сотрудники (Morf et al., 1959; Smedslund, 1961; wohlwiel, 1960) примерно до начала 1960-х гг. считали, что логические операции не могут быть сформированы в процессе обучения, а формируются только в спонтанном индивидуальном взаимодействии с объектами <...>