№ 3 Ю. и. александров, н. л. александрова КОМплеМентарнОсть КультурОспецифичных типОв пОзнания (окончание) В первой части статьи дано системное описание структур и динамики субъективного опыта и культуры. <...> Указано, что мейнстрим мировой науки идет по пути, уже пройденному отечественной системной психофизиологией. <...> Данный феномен связывается с тем, что «локальные» науки, составляющие мировую науку, обладают культуроспецифичными особенностями; причем к важнейшим из таких особенностей, свойственных отечественной науке, относятся «системность» и «антиредукционизм». <...> Приведены данные, демонстрирующие различие мышления, восприятия, а также паттернов мозговой активности принадлежащих к разных культурам индивидов, которые совершают внешне сходные действия. <...> Мировая наука и ее культуроспецифичные компоненты (окончание) Говоря о «западной» науке, мы не имеем в виду гомогенность Запада. <...> Тумела (Toomela, 2007) относит к холистическому направлению и Россию (где холистичность мышления выражена в еще большей степени, чем в Германии; см., напр.: grossmann, varnum, 2010). <...> Свидетельство непонимания того, что национальное своеобразие наук — принципиальная характеристика и ценность мировой науки и рассмотрение концепций глобального и локального знаний, национальных и мировой науки как взаимоисключающих, — неверно (Jackunas, 2006); также неверны утверждения о социокультурной нейтральности науки (Воронина, 2000; Петренко, 2005) и о том, что указание на локальные особенности науки есть национализм2. <...> Полезно или вредно для развития мировой науки разнообразие локальных наук? <...> Г.И. Абелев (2006) также отмечает, что разнообразие национальных наук принадлежит к главным ценностям науки мировой. <...> Прав был и М.К. Мамардашвили (1982), рассматривавший науку в двух ипостасях: как познание единой для всех истины и как локальный феномен, обладающий культурной специфичностью как право, искусство и пр. <...> Также прав и П.Е. Астафьев, подчеркивавший в конце XiX <...>