Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Основные методологические принципы исследования личностно-профессионального развития муниципальных служащих (110,00 руб.)

0   0
АвторыХаидов Сергей Курбанович
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц45
ID338178
АннотацияУчебное пособие посвящено методологическим принципам исследования личностно-профессионального развития муниципальных служащих. В пособии рассмотрены основные научные принципы исследования, используемые в психологии, психологии развития, акмеологии. Пособие адресовано психологам, акмеологам, научным работникам, а также аспирантам, магистрам и студентам психологических специальностей.
ISBN978-5884-22-569-5
Основные методологические принципы исследования личностно-профессионального развития муниципальных служащих : учебное пособие / С.К. Хаидов .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2015 .— 45 с. — ISBN 978-5884-22-569-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/338178 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский педагогический университет им. <...> Л. Н. Толстого» С. К. Хаидов ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Учебное пособие Тула Тульский полиграфист 2015 ББК 88.5я73 Х15 Рецензенты: кандидат психологических наук М. А. Басин (Тульский государственный педагогический университет им. <...> Л. Н. Толстого); кандидат психологических наук И. Л. Фельдман (Тульский государственный университет) Хаидов, С. <...> Х15 Основные методологические принципы исследования личностно-профессионального развития муниципальных служащих: Учеб. пособие / С. К. Хаидов. <...> В пособии рассмотрены основные научные принципы исследования, используемые в психологии, психологии развития, акмеологии. <...> Пособие адресовано психологам, акмеологам, научным работникам, а также аспирантам, магистрам и студентам психологических специальностей. <...> Настоящее исследование базируется на следующих общеметодологических принципах: системности; детерминизма; развития; субъекта. <...> Кроме этого реализуются следующие акмеологические принципы: оптимальности; актуального и потенциального; обратной связи. <...> Научный принцип системности Отличительным признаком любой системы является наличие связей между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности, целостность и обусловленная ими устойчивая структура. <...> Система – саморазвивающееся целое, которое в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации. <...> Эти свойства системы с точки зрения методологического подхода очень важны, т. к. позволяют определять пути качественного изменения системы [14, С. <...> Психические явления исследуются в различных системах координат. <...> Многоуровневость психических явлений с выделением подсистем, каждая из которых так же является системой. <...> Л. В. Темнова отмечает <...>
Основные_методологические_принципы_исследования_личностно-профессионального_развития_муниципальных_служащих_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский педагогический университет им. Л. Н. Толстого» С. К. Хаидов ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Учебное пособие Тула Тульский полиграфист 2015
Стр.1
ББК 88.5я73 Х15 Рецензенты: кандидат психологических наук М. А. Басин (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого); кандидат психологических наук И. Л. Фельдман (Тульский государственный университет) Хаидов, С. К. Х15 Основные методологические принципы исследования личностно-профессионального развития муниципальных служащих: Учеб. пособие / С. К. Хаидов. – Тула: Тул. полиграфист, 2015. – 44 с. ISBN 978-5-88422-569-5 Учебное пособие посвящено методологическим принципам исследования личностно-профессионального развития муниципальных служащих. В пособии рассмотрены основные научные принципы исследования, используемые в психологии, психологии развития, акмеологии. Пособие адресовано психологам, акмеологам, научным работникам, а также аспирантам, магистрам и студентам психологических специальностей. ББК 88.5я73 ISBN 978-5-88422-569-5 © C. К. Хаидов, 2015 2
Стр.2
Оглавление Введение ....................................................................................... 4 Тема 1. Научный принцип системности..................................... 5 Тема 2. Научный принцип развития ........................................ 10 Тема 3. Научный принцип детерминизма ............................... 15 Тема 4. Научный принцип субъекта ........................................ 17 Тема 5. Акмеологические методические принципы............... 25 Заключение ................................................................................ 32 Вопросы для самоконтроля..................................................... 34 Литература ................................................................................ 35 3
Стр.3
Введение На сегодняшний день выделяют следующие уровни методологического анализа проблемы: философский уровень методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, конкретно-научный уровень методологии, уровень методик и техник исследования [76]. Методология научного исследования определяет наиболее общее направление анализа проблемы, формулирует исходные принципы, раскрывает их содержание. Настоящее исследование базируется на следующих общеметодологических принципах: системности; детерминизма; развития; субъекта. Кроме этого реализуются следующие акмеологические принципы: оптимальности; актуального и потенциального; обратной связи. В отечественной психологии, как правило, реализуется принцип единства методологии, теории и эксперимента, вне зависимости от политических и идеологических влияний, ведущей научной парадигмы. Данный подход соблюден и в данном учебнометодическом пособии и при анализе основных методологических принципов исследования личностно-профессионального развития муниципальных служащих. 4
Стр.4
Тема 1. Научный принцип системности Отличительным признаком любой системы является наличие связей между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности, целостность и обусловленная ими устойчивая структура. Система – саморазвивающееся целое, которое в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации. Изменение одного из элементов системы приводит к изменению всей системы и наоборот, изменение системы приводит к качественному изменению элементов, при этом при выпадении из системы одного элемента его функцию начинают выполнять другие элементы. Эти свойства системы с точки зрения методологического подхода очень важны, т. к. позволяют определять пути качественного изменения системы [14, С. 177]. Сам методологический подход рассматривается как принципиальная методологическая ориентация исследования и точка зрения, с которой рассматривается объект изучения, как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования [14, С. 74]. Б. Ф. Ломов выделил шесть принципов системности: 1. Психические явления исследуются в различных системах координат. 2. Многогранность психических явлений. 3. Многоуровневость психических явлений с выделением подсистем, каждая из которых так же является системой. 4. Пирамидальность разнопорядковых качеств и свойств в психике человека. 5. Наличие системы детерминант. 5
Стр.5
6. Изучение психических явлений в динамике и развитии [33]. Н. Е. Харламенкова считает, что формирование системы возможно рассматривать как формирование нового элемента индивидуального опыта в процессе научения, где в процессе развития осуществляется переход от одного уровня дифференцированности к другому. Необходимо отметить, что развитие – это не замена одной системы на другую, а интеграция новой системы в существующую иерархию систем. Л. В. Темнова отмечает, что в научном понимании «система» имеет несколько значений: 1. Как нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. 2. Как совокупность принципов, служащих основанием какого-либо учения. 3. Как совокупность каких-либо элементов, объединенных по своим задачам или признакам в одно целое. 4. Как форма, способ организации чего-либо. 5. Как структура, представляющая собой единство взаимосвязанных частей [46]. Системный уровень научного исследования опирается на работы отечественных ученных по системологии (В. Г. Афанасьев, В. П. Кузьмин, И. В. Садовский и др.), по психологии (К. А. Абульханова-Славская, В. С. Агапов, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Брунер, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Мясищев, К. Н. Платонов, М. И. Плугина, А. П. Ситников, Л. В. Темнова, Н. Е. Харламенкова и др.), по социологии (И. В. БестужевЛада, Р. Г. Гурова, А. Г. Харчев и др.). Положение Б.Ф. Ломова о том, что психические свойства личности могут быть раскрыты только через 6
Стр.6
категории свойств, которые определяются как системные [32], определяет необходимость системного подхода к исследованию личностно-профессионального развития муниципального служащего. Все это позволяет рассматривать индивида, обладающего личностными качествами, как элемент некоторой развивающейся системы. Согласно А. А. Бодалеву развитие, кроме детского и юношеского возраста, продолжается в течение всей жизни, при этом наиболее продуктивно в период жизни, когда человек живет социально активной, творческой жизнью. На развитие личности, в том числе и муниципального служащего, влияют как внешние условия, так и свойства самой личности. Для создания устойчивого динамического равновесия с окружающей средой интегрированной саморазвивающейся системы необходимо, чтобы «все подсистемы, входящие в состав целостной системы, обладали относительной независимостью от всех других подсистем» [15]. Оценкой такой независимости, причем относительной, является связь данной подсистемы с подсистемой другого иерархического уровня. В связи с этим каждая независимая подсистема, обладающая специфическими закономерностями, может быть специфическим предметом исследования. Все это дает возможность изучения процесса личностнопрофессионального развития муниципальных служащих в определенных условиях выполнения ими своей профессиональной деятельности как деятельность подсистем (повышение требований к уровню профессиональной компетентности, повышение квалификации, способность к самообразованию и т. д.). Принцип системного подхода позволяет систему личностно-профессионального развития муниципаль7
Стр.7