Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №2 2014

Заглавия и зачины в древнерусских памятниках Киевского периода (60,00 руб.)

0   0
Первый авторШелемова
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц8
ID338128
АннотацияСтатья посвящена исследованию художественной функции заглавий и зачинов-вступлений в древнерусских памятниках XI - начала XIII в. Рассматриваются тексты различных сюжетных, композиционных и жанровых образований. Титульные обозначения анализируются как первоэлемент обоснования авторами идейно-художественных задач, индивидуально реализуемых каждым из них в своих произведениях.
УДК821.161.1'0.09
Шелемова, А. Заглавия и зачины в древнерусских памятниках Киевского периода / А. Шелемова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №2 .— С. 94-101 .— URL: https://rucont.ru/efd/338128 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шелемова ЗАГЛАВИЯ И ЗАЧИНЫ В ДРЕВНЕРУССКИХ ПАМЯТНИКАХ КИЕВСКОГО ПЕРИОДА Статья посвящена исследованию художественной функции заглавий и зачинов-вступлений в древнерусских памятниках XI – начала XIII в. <...> Титульные обозначения анализируются как первоэлемент обоснования авторами идейно-художественных задач, индивидуально реализуемых каждым из них в своих произведениях. <...> Ключевые слова: древнерусская литература, заглавие, «Слово о полку Игореве», Владимир Мономах, Даниил Заточник. <...> Аутентичность заглавий древнерусских книжных произведений – проблема весьма серьезная и актуальная. <...> В современной практике издания средневековых текстов изначально определилась традиция обозначать их названия по первым титульным лексемам. <...> Однако заглавие в ранних средневековых текстах является не менее важным структурным компонентом, чем вступление-зачин или послесловие-заключение. <...> Традиционализм, свойственный средневековой художественной системе с присущей ей нормативностью и регламентированностью практически всех внутритекстовых компонентов (сюжетных, композиционных, образных, речевых), декларировал сообразно культурно-исторической ситуации литературные задачи, основанные на показательной «церемониальности» (термин Д.С. Лихачева). <...> Древние авторы, как создатели произведений, так и переписчики, представляли себя соучастниками ритуала, некоего церемониального действа. <...> Об Иларионе сказано: «муж благ и книжен», Климент Смолятич назван «книжником и философом», подобного которому «не было в Русской земле», Кирилл Туровский сравнивался со Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси», Серапион Владимирский охарактеризован как «зело учителен и книжен». <...> Заглавие в древнерусских памятниках – изначальный элемент церемонии, презентация идейно-художественной задачи писателя, важная, неотъемлемая структурная часть текста. <...> Вместе с тем, при всем пиететном отношении к нормативной эстетике, «литературный <...>