№ 1 Лю Инь (КНР) ДИОНИСИЙСКОЕ И АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ НАЧАЛА В РОМАНЕ Е.А. <...> НАГРОДСКОЙ «ГНЕВ ДИОНИСА» Статья посвящена исследованию проблемы соотношения дионисийского и аполлонического начал в романе Е.А. Нагродской «Гнев Диониса», для чего сделан обзор произведений подобной тематики в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ в. и важнейших отзывов о произведении. <...> Новаторство статьи заключается в анализе выявленных тенденций любовной коллизии. <...> Русская писательница Серебряного века Е.А. Нагродская (1866– 1930) в своем романе «Гнев Диониса» (1910) в доступной широкому кругу читателей форме интерпретировала популярные в начале ХХ в. философские учения Ф. Ницше <...> , представив в том числе существенную и актуальную для тех лет проблему дионисийского и аполлонического начал в различных любовных коллизиях и вариантах. <...> «Вопросы пола», взаимоотношения и переживания эротического характера – неотъемлемая часть историко-культурного процесса России рубежа веков. <...> Иванов, опираясь на трактовку Ницше «дионисийского начала», исследовал образ Диониса в древнегреческой культуре («Эллинская религия страдающего бога»). <...> Изучение им культа Диониса стимулировало и углубляло изначальное 180 увлечение символистов античностью, неслучайно А. <...> Вопреки общепринятой оппозиции телесного и духовного, Иванов концентрирует внимание на вопросе гармонии дионисийского и аполлонического начал; мотивы дионисийского начала и Эроса занимали важное место в его творчестве 1903–1910 гг. <...> В сборнике Иванова «Прозрачность» Аполлон предстает как дневное солнце, а Дионис – солнце ночное. <...> В книге «Эрос» писатель затрагивает историю зарождения культа Диониса и связанные с ним вопросы эротизма и гомосексуализма. <...> Подобные мотивы видны и в других работах Вяч. <...> Иванова – «Ницше и Дионис», «Символика эстетических начал» и др. <...> З.Н. Гиппиус в книгах «Новые люди» и «Зеркала» утверждала «истинность интуитивного начала жизни, красоты во всех ее, даже в самых <...>