Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №4 2013

Черное солнце Ивана Шмелева (60,00 руб.)

0   0
Первый авторФедотов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц17
ID338039
АннотацияАвтор анализирует центральный символ романа-эпопеи Ивана Шмелева, вынесенный в его название, в сопоставлении с породившими его интертекстуальными образами.
УДК821.161.1(1-87)
Федотов, О. Черное солнце Ивана Шмелева / О. Федотов // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2013 .— №4 .— С. 93-109 .— URL: https://rucont.ru/efd/338039 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 О.И. Федотов ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ ИВАНА ШМЕЛЕВА Статья приурочена к 140-летию со дня рождения замечательного писателя земли русской, прах которого, по его завещанию, был в нее возвращен. <...> Автор анализирует центральный символ романа-эпопеи Ивана Шмелева, вынесенный в его название, в сопоставлении с породившими его интертекстуальными образами. <...> Ключевые слова: Иван Шмелев, черное солнце, мертвые и живые, Гомер, Слово о полку Игореве, Данте, Байрон, Серебряный век, гражданская война, заглавный символ и его семантические обертоны. <...> Заголовок в породившем его интертексте Слово, запечатленное в названии того или иного произведения по логике вещей должно быть и наиболее частотным, и, естественно, наиболее значимым в его художественной системе. <...> В исключительно компактной эпопее Ивана Шмелева, всего-то около 10 печатных листов, корневая лексема «солнце» повторяется 126 раз. <...> Точно так же поэтическая проза Шмелева, вся многоярусная конструкция его маленькой эпопеи держится на «солнечной системе», центральной и отправной точкой которой стал ее оксюморонный заголовок — «Солнце мертвых». <...> Разумеется, впервые самый емкий по смысловым обертонам образ солнца вспыхивает в нашем сознании уже при восприятии названия. <...> С одной стороны, слово «солнце» испокон веков несло в себе символику жизни, плодородия, сексуальной мощи, т. е. в первую очередь сему рождения. <...> В «Сравнительном словаре мифологической символики в индоевропейских языках» М.М. Маковского читаем буквально следующее: «Слова со значением “луна” — “солнце” могут соотноситься и со значениями “бог, божество”: ср. др.-инд. <...> Ср. также соотношение значений “луна” — “солнце” со значением “загробный мир”: др.-инд. arka “солнце”, но лат. orkus “подземный мир, царство смерти” (ср. др.-инд. табуированное образование с начальным отрицанием: n-arka “подземный мир, царство смерти”); алб. diell “солнце”, но др.-инд. talatala- “загробный мир, ад”; греч. ηλιος “солнце”, но греч. ηλυσιον “царство <...>