Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №4 2012

О содержании понятия "праздник" в народной речевой культуре (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПанина
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц10
ID337890
АннотацияРассматриваются ключевые содержательные компоненты "идеального" праздника, являющегося центром категории "праздники", определяется прототипическое устройство этой категории, соотносящееся с внутренней структурой семантического поля "праздники".
УДК81'27
Панина, Ж. О содержании понятия "праздник" в народной речевой культуре / Ж. Панина // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2012 .— №4 .— С. 88-97 .— URL: https://rucont.ru/efd/337890 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 Ж.А. Панина О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ ‘ПРАЗДНИК’ В НАРОДНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АРХАНГЕЛЬСКИХ ГОВОРОВ) В статье рассматриваются ключевые содержательные компоненты «идеального» праздника, являющегося центром категории «праздники», определяется прототипическое устройство этой категории, соотносящееся с внутренней структурой семантического поля ‘праздники’. <...> В архангельских говорах представлено большое количество наименований событий, которые могут быть с большим или меньшим основанием подведены под понятие ‘праздник’. <...> На основе этих исследований выявляются следующие существенные признаки «идеального» праздника: он имеет давнюю историю; в этот день следует воздерживаться от любой деятельности; в праздновании должны принимать участие все члены социума вне зависимости от их возраста и социального положения, проходить праздник должен радостно и весело. <...> 88 Семантическое поле ‘праздники’ в архангельских говорах включает в себя следующие группы наименований, выделяемые в зависимости от повода для празднования: 1. <...> Они включают в себя группу наименований, обозначающих события официального церковного православного календаря, а также некоторые локально значимые события, например день освящения деревенской церкви или день памяти местночтимого святого (Рожеству, Богорудицин день, Афанбсьев день, Светин день и др.) <...> Праздники советской эпохи, зафиксированные в светском календаре (Первомбй, Октябрьская). <...> Молодежные гуляния, проводившиеся в честь больших религиозных праздников, как зимних, так и летних (мечище, сбйганье, игрэшка и др.) <...> Молодежные гуляния, проводившиеся еженедельно в осеннезимний период после окончания полевых работ (вечеринка, посйдка, сэпрядка и др.) <...> . Перечисленные выше группы наименований событий соотносятся с субполями — смысловыми участками поля, объединяющими «единицы, противопоставленные по какому-либо признаку ядерному элементу» [Гак, 2007: 24 <...>