№ 2 Н.А. Соловьева ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ БАЙРОНА В статье рассматриваются поэмы Байрона, написанные в 1813–1816 и 1818 гг., обычно объединяемые в один цикл, за исключением «Мазепы». <...> Байронический герой изображен как загадочное сочетание добродетели и преступления в повествовательной поэме с определенной долей исповедальности. <...> Исходным фоном служит Восток, понимаемый в романтическом смысле. <...> Как поэта его привлекала загадочность и непостижимость восточных традиций, буйство красок и парадоксальное сочетание жестокости нравов и глубина страстей. <...> Байрон в силу обстоятельств, подобно многим своим соотечественникам, ратовал за освобождение Греции. <...> Россия занимала особое место в политических амбициях Байрона, посвятившего четыре песни поэмы «Дон Жуан» этой стране, в которой никогда не был, но мечтал посетить Россию через Кавказ. <...> «Паломничество Чайльда Гарольда» — первое произведение, навеянное личными впечатлениями и дневниковыми записями Байрона с восточной тематикой, но с байроническим героем, который увлек всю Европу. <...> Тема Греции возникла из противопоставления прошлого и настоящего. <...> Восточные поэмы включают семь повествовательных поэм «Гяур», «Корсар», «Абидос67 скую невесту» «Лару», «Осаду Коринфа», «Паризину», созданных в 1813–1815-х гг., и «Мазепу» (странное сочетание трагедии и фарса), написанную в 1818 г., сюжет которой взят из «Истории Карла XII» Вольтера. <...> Байронический герой в этих произведениях — одинокая, гордая, страдающая личность, переживающая страсти и конфликты с обществом или небольшим сообществом, либо скрывающая свои чувства (Лара), либо раскрывающая свою душу накануне смерти (Гяур). <...> Во всех произведениях разные типы повествования, характеризующие поиски Байроном жанровых черт повествовательной поэмы. <...> В «Гяуре», например, — разорванная, фрагментарная структура повествования, в «Ларе» — линейное, последовательное чередование событий, в «Мазепе» — трагическое событие раскрывается <...>