№ 5 Сравнительное и общее литературоведение: Сборник статей молодых ученых / Под ред. <...> Настоящий сборник представляет собой уже третий выпуск трудов слушателей и выпускников дополнительной учебной специализации «Сравнительное литературоведение», открытой на филологическом факультете МГУ в 2001 г. В него включены также некоторые работы молодых ученых из других вузов, успешно выступивших с докладами на научной конференции «День науки — 2009», проведенной в рамках Ломоносовских чтений в МГУ. <...> Сведения о целях и задачах специализации «Сравнительное литературоведение», а также учебный план, рассчитанный на четыре семестра, даны в первом выпуске сборника1. <...> В предисловии к нему руководитель специализации профессор Л.В. Чернец обосновала актуальность развития компаративистики в начале XXI в., когда глобализация культуры стала неоспоримым фактом, а интеграционные процессы в мире ускоряются с каждым годом. <...> Расширяющийся и углубляющийся диалог культур — насущная потребность и содержание современной эпохи, и сравнительное литературоведение — одно из его проявлений. <...> Отметив расширение границ предмета изучения в современной компаративистике по сравнению с прежними этапами ее становления и развития, Л.В. Чернец в другой своей работе2 выделила пять основных ее разделов: контактологию (т.е. изучение контактных связей различных национальных литератур, другими словами — влияний и заимствований; сюда также входят сличение оригинала и переводов, комментирование цитат, реминисценций и аллюзий, анализ творческой истории произведений, их рецепция в инокультурной среде); изучение типологических схождений, которое основано на идее стадиального развития мировой литературы; константологию — направление, возникшее в конце XX в. и сосредоточенное на исследовании устойчивых культурных концептов, обеспечивающих самоидентификацию той или иной культуры на всем протяжении ее исторической жизни; имагологию <...>