Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2011

Специфика современного рецептивного удовольствия и верлибр (60,00 руб.)

0   0
Первый авторВерина
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц6
ID337774
АннотацияРассматриваются понятия эстетического эталона, культурного сообщества, рецептивного удовольствия в связи с системой свободного стиха (верлибра).
УДК82.01
Верина, У. Специфика современного рецептивного удовольствия и верлибр / У. Верина // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2011 .— №5 .— С. 147-152 .— URL: https://rucont.ru/efd/337774 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 У.Ю. Верина СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РЕЦЕПТИВНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ И ВЕРЛИБР В статье рассматриваются понятия эстетического эталона, культурного сообщества, рецептивного удовольствия в связи с системой свободного стиха (верлибра). <...> Внимательный и требовательный читатель, строгий критик, знаток литературы и сам мастер слова, В.В. Набоков утверждал: «Читая Тургенева, вы знаете, что это — Тургенев. <...> Упоение «красотой черной земли, белого тела, голубого снега, зеленых полей, пурпурных облаков» [Набоков, 1999: 217–218], вызвавшее к жизни целый ряд описаний-шедевров, составляет суть удовольствия, которое можно получить, читая прозу великого классика. <...> Сам классик, став читателем, получил от своего творения положительное рецептивное удовольствие. <...> Отрицая возможность медленного, «подряд, слово за словом» прочтения романов Толстого, Р. Барт <...> в статье «Удовольствие от текста» тем не менее говорил о необходимости возвращения: «…Чтобы читать современных авторов, — утверждал он, — нужно не глотать, не пожирать книги, а трепетно вкушать, нежно смаковать текст, нужно вновь обрести досуг и привилегию читателей былых времен — стать аристократическими читателями» (выделено мной. <...> назвал Толстого, наряду с Бальзаком и Прустом, автором произведений, читая которые невозможно получить удовольствие, именно в прошлом (и 147 скорее всего как раз в ХIХ в.) он находит «аристократического читателя», обладающего необходимым «досугом» для того, чтобы «вкушать» литературное произведение, а не «глотать» его, пропуская описания и другие ненужные, с точки зрения Р. Барта <...> Говоря о специфике рецептивного удовольствия, возникающего у современного читателя, нельзя не учитывать того, что соотношение положительного и отрицательного в понятии удовольствия значительно усложнилось по сравнению с 1970-ми гг., когда была написана статья Р. Барта <...> Не позитивный, а негативный опыт, вернее, его сублимация, положенная в основу удовольствия, — такая <...>