Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
0   0
Первый авторЛифшиц
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц9
ID337737
АннотацияРассматриваются имена персонажей комедии Н. В. Гоголя в "Ревизор". Доказывается, что автор нарекал своих героев именами тех святых, которые в основных своих чертах или деяниях оказываются абсолютно противоположны свойствам или образу жизни героев комедии.
УДК821.161.1.09"18"
Лифшиц, А. Об именах в "Ревизоре" / А. Лифшиц // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2011 .— №4 .— С. 81-89 .— URL: https://rucont.ru/efd/337737 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Настоящая заметка посвящена смыслам, которые до настоящего времени оставались незамеченным исследователями знаменитой комедии Гоголя — тому, какую смысловую нагрузку несут имена персонажей комедии. <...> В десятом явлении четвертого действия комедии делегация купцов приходит жаловаться Ивану Александровичу Хлестакову на городничего. <...> Среди прочих приносится «господину финансову» и такая жалоба: 81 — Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. <...> Случается, конечно, что человек празднует помимо основных именин, как правило, недалеко отстоящих от дня его рождения, еще и так называемые «малые именины»2. <...> Однако Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, не довольствующийся одним небесным покровителем, существенно отличается от всех прочих смертных, населяющих Российскую империю, поскольку они вынуждены обходиться только одним святым4. <...> Отметим, кстати, двойные именины городничего находятся в видимом противоречии и со словами самого Антона Антоновича, которые он произносит в первом же явлении первого действия комедии: — …а я по крайней мере в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. <...> Напротив, сам Николай Васильевич Гоголь именины праздновал как раз в мае. <...> 4 Особое почитание, например, Петром Первым святого Исаакия Далматского, в день которого он был рожден, — все же именно почитание, а не празднование вторых именин и, тем не менее, случай достаточно маргинальный. <...> Однако человек, «твердый в вере», очевидно, должен был, по мысли Гоголя, иметь какие-то веские основания для празднования вторых именин, кроме желания получить подарки и частичного созвучия имен. <...> Конечно, почти полугодовой разрыв между празднованием именин — вполне достаточное основание, чтобы в пару преподобному Антонию выбрать преподобного Онуфрия и собирать обильный урожай приношений примерно через равные промежутки времени5. <...> При этом если наречение <...>