В СИНХРОННОМ ЖУРНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ Статья посвящена доказательству того, что представления о народности Белинский (для которого это было одним из ключевых понятий его концепции) разделял со многими современниками (например, Н. <...> ). Альтернативная концепция народности в 1830-х гг. была представлена прежде всего в статьях официального «Журнала Министерства Народного Просвещения». <...> XIX в. вопрос о существовании русской литературы становится одним из самых обсуждаемых. <...> Появление в 1834 г. Уваровской доктрины дало дискуссии новый поворот, а ужесточение цензуры в связи со скандалом вокруг «Философического письма» Чаадаева в 1836 г. значительно затруднило обсуждение этой темы в печати. <...> В своей книге «“Русская идея” и “Русская душа”» А.М. Песков отмечает психологическую особенность русской историософии 1830—1850-х гг., заключающуюся в подражании Западу и одновременно в соревновании с ним. <...> «Если смотреть на Россию сквозь призму шеллинговых 31 “степеней” самопознания — она воплощает собой одну из низших бессознательных субстанций; если мерить русский народ категориями историософии Гегеля, он вовсе выпадает из движения человечества, ибо не является “историческим” народом»1. <...> Даже появление официальной идеологии в виде Уваровской доктрины «православия — самодержавия — народности» обязано влиянию Шлегеля и идей Гизо3. <...> Категория народности лежит в основе концепции Белинского, причем это одна из немногих констант его изменчивой философской и эстетической позиции. <...> 2 Ничто о ничем, или отчет г. издателю Телескопа за последнее полугодие (1835) русской литературы (Продолжение) // Телескоп. <...> Уварова 1832 года и возникновение доктрины «православие — самодержавие — народность» // Кормя двуглавого орла… <...> : Русская литература и государственная идеология последней трети XVIII — первой трети XIX века. <...> »4 — и тем самым поставив вопрос о статусе русской словесности и критериях объективной оценки художественного творчества <...>