Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторЗайцева
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц9
ID337669
АннотацияРассматриваются две рецензии Шевырева - на роман Лермонтова "Герой нашего времени" и поэму Гоголя "Мертвые души". Аналитическое сопоставление этих критических текстов позволяет показать не только своеобразие эстетического мышления Шевырева, но также сложное единство и взаимодействие литературного процесса и его эстетической интерпретации в период становления и развития русской психологической прозы.
УДК82.09
Зайцева, И. "Поэма нашего времени" / И. Зайцева // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2011 .— №1 .— С. 42-50 .— URL: https://rucont.ru/efd/337669 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 И.А. Зайцева «ПОЭМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (роман М.Ю. Лермонтова и поэма Н.В. Гоголя в эстетической концепции С.П. Шевырева) В статье рассматриваются две рецензии Шевырева — на роман Лермонтова «Герой нашего времени» и поэму Гоголя «Мертвые души». <...> Аналитическое сопоставление этих критических текстов позволяет показать не только своеобразие эстетического мышления Шевырева, но также сложное единство и взаимодействие литературного процесса и его эстетической интерпретации на рубеже 1830—1840 гг. — в период становления и развития русской психологической прозы. <...> The article deals with two Shevyryov’s reviews – that of Lermontov’s novel «A Hero of Our Time» and of Gogol’s poem “The Dead Souls”. <...> Analytical comparison of these critical texts makes it possible to show not only peculiarities of Shevyryov’s aesthetic thinking, but also the complex unity and interaction of the literary process and its aesthetic interpretation at the turn of the 1830s and 1840s, i.e. in the period of formation and development of Russian psychological prose. <...> Рецензии Шевырева на роман Лермонтова «Герой нашего времени» и поэму Гоголя «Мертвые души» появились в «Москвитянине» с интервалом в полтора года и в шестнадцать журнальных номеров [Шевырев, 1841, Шевырев, 1842], хотя сами эти сочинения отделены друг от друга бульшим промежутком, ровно двухлетним, — оба вышли в свет весной: соответственно 1840-го и 1842-го г. Такая асимметрия имеет вполне ясную причину: отзыв о лермонтовском романе (в отличие от гоголевской поэмы, на которую Шевырев откликнулся незамедлительно) был представлен не сразу, а только спустя десять месяцев после его появления в московских книжных лавках, — с началом издания «Москвитянина» (во втором номере первой части). <...> «Отсрочка» обернулась символически: стечение обстоятельств привело Лермонтова в Москву (проездом, на пути в Петербург — в последний отпуск) 30 января 1841 г. [Захаров, 2003: 511] — накануне прохождения именно второго номера «Москвитянина <...>