№ 3 А.Б. Криницын ОБРАЗ ХРОМОНОЖКИ В ПЕРСПЕКТИВЕ МОТИВНОЙ СТРУКТУРЫ РОМАНОВ ДОСТОЕВСКОГО В статье говорится о системе мотивов в романах Достоевского, их общности и развитии 1) от романа к роману и 2) от подготовительных материалов к окончательному тексту, вследствие чего складывается до конца не объяснимая амбивалентность их значения. <...> Как пример рассматривается амбивалентность образа Хромоножки в «Бесах» в контексте мотива любовного соединения убийцы со своей жертвой. <...> Ключевые слова: Достоевский, романы «Бесы», «Преступление и наказание», сюжетный мотив, амбивалентность, параллелизм образов, символический план. <...> При анализе подготовительных материалов к романам Достоевского обращает на себя внимание, что при неизменности главной философско-психологической темы (некой экзистенциальной ситуации) ведутся бесконечные поиски сюжетных линий: исходные видоизменяются; вводится новый материал, вскоре тесно переплетающийся со старым. <...> Переходя из романа в роман, они образуют единый художественный метатекст пятикнижия. <...> Например, у героя сохраняются рудименты первоначальной сюжетной роли (так влюбленность Лебядкина в Лизу Тушину как остаток первоначального замысла о капитане Картузове в «Бесах» не получает сюжетного развития и низводится до психологического мотива). <...> 54 Иногда один герой по ходу романа воплощает разные, не связанные между собой сюжетные и психологические мотивы, и тогда его характер претерпевает неожиданные трансформации (так Рогожин, в первой части «Идиота» – широкая русская натура, превращается в скрытного убийцу в последующих частях; Грушенька внезапно утрачивает «инфернальность» при встрече с Митей в Мокром). <...> Отсюда возникают бесконечная и часто алогичная изменчивость характеров и переплетение сюжетных мотивов, многозначных до неопределенности благодаря смене их функции в процессе работы над романом. <...> Разумеется, подобные метасвязи, не проясненные и недоговоренные <...>