№ 2 Р.Л. Красильников К ПРОБЛЕМЕ ГЕРОИЧЕСКОГО В ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В статье рассматривается одна из важнейших эстетических категорий, влияющая на развитие жанров, стилей и литературы в целом. <...> На основе анализа различных научных источников дается понятие героизма, описывается история этой идеи в словесном творчестве, исследуются отношения указанного явления с другими феноменами, философскими и литературоведческими: категориями возвышенного, трагического, экзистенциального, негероического, мотивами подвижничества и смерти. <...> Ключевые слова: героическое, негероическое, теория и история литературы, мотив подвижничества, танатологические мотивы, трагическое, экзистенциальное. <...> The conception of heroism is formed on the basis of analyzing different scientifi c sources; the history of this idea in literature is described; the relations of the concept to other phenomena – philosophic and literary categories of the lofty, the tragic, the existential, the non-heroic, motifs of death and selfl ess devotion – are investigated in this research work. <...> Key words: heroic, non-heroic, theory and history of literature, motif of selfl ess devotion, thanatological motifs, tragic, existential. <...> Несмотря на усилия государства, это явление, еще двадцать лет назад считавшееся одним из столпов идеологии, уходит из искусства в целом и литературы в частности редко становится предметом дискуссии в науке. <...> Задача данной статьи – рассмотреть эту совокупность, опираясь на теорию и историю литературы. <...> Тем не менее исследователи примерно одинаково понимают суть героизма, предполагающего «утверждение величия подвига отдельной личности и целого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества»6; поэтизацию «поступков людей, свидетельствующих об их бесстрашии и способности к величественным свершениям, об их готовности преодолеть инстинкт самосохранения, пойти на риск, лишения, опасности, достойно встретить смерть»7; «художественное воспроизведение мужественного и самоотверженного поведения индивидуума или масс во имя высоких целей»8; «поэтизацию подвигов, воспевание их вершителей-героев»9. <...> Опираясь <...>