№ 1 А.Е. Кириченко БУДДИЙСКОЕ РЕФОРМАТОРСТВО И РОЛЬ МОНАШЕСТВА В РАЗВИТИИ БУДДИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В МЬЯНМЕ в ХIX – начале ХХ в. <...> В статье прослеживаются основные направления монашеской мысли в Мьянме XIX – начала XX в., имевшие значение для развития буддийских движений. <...> Показывается, как дискуссии об авторитетности буддийских текстов, соблюдении монашеской дисциплины и отношениях между монахами и мирянами служили основой для формирования новых идентичностей и социальных ролей буддизма. <...> Определяющая роль сангхи в этих процессах представляет большой интерес для понимания реформирования тхеравады в XIX в., которое зачастую связывают с движениями буддистов-мирян. <...> The paper traces a number of developments in Burmese monastic thought in the nineteenth and early twentieth centuries that were instrumental in the formation of Buddhist social movements. <...> It argues that the redefi nition of the notion of Buddhist canon as well as the debates on monastic discipline and proper relations between the monks and the laity provided a basis for the emergence of new Buddhist identities and social roles. <...> The pivotal role of the sangha in these processes offers a new perspective on the reform movements in the nineteenth-century Theravada Buddhism, as so far these movements are more commonly interpreted as a product of lay activism. <...> В работе предпринимается попытка дополнить принятые в историографии характеристики развития тхеравады в XIX в., продемонстрировав значимую роль сангхи в формировании нового облика буддизма в рассматриваемый период. <...> В качестве объекта анализа взята тематика монашеской литературы и дискурс ключевых монашеских движений XIX в., имевшие принципиальное значение для определения общественных позиций буддийской сангхи в Мьянме. <...> * * * В современной литературе, посвященной истории тхеравадинского буддизма, ХIX в. часто рассматривается как период, когда сангха перестает быть основным, а то и единственным интерпре47 татором буддийского учения, определяющим ключевые векторы развития буддийской мысли. <...> Подчеркивая качественно новую <...>