Захарьин САНСКРИТ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ИНДИИ В статье кратко характеризуется эволюция древнеиндийского, прежде всего санскрита, начиная с I тыс. до н.э. и кончая I тыс. н.э., и демонстрируется то, как ход этих объективных процессов отражался в сочинениях индийских грамматистов периодов древности и раннего Средневековья. <...> Взгляды лингвистов на соотношение между ведийским языком и санскритом в краткости сводятся к следующим постулатам: (1) язык такого памятника, как Ригведа, являющего собой наиболее раннюю форму ведийского, по ряду важнейших параметров сближается не с последующим санскритом, но скорее с языком иранской Авесты; (2) несмотря на хронологические, географические, социальнокультурные и структурные различия между ними, ведийский и санскрит в рамках более широкой временной перспективы должны рассматриваться как две последовательные фазы единой эволюционной составляющей – д р е в н е г о и н д о а р и й с к о г о (ДИА); (3) главными создателями и хранителями архаичных религиознокультурных традиций в периоды Самхит и Брахман оставались брахманы, именно они и были творцами всех важнейших допанинийских лингвистических текстов – таких, к примеру, как изложенные в «Пратишакхьях» основания фонетики, зафиксированные в созданной Яской «Нирукте» принципы этимологического анализа или, наконец, своды грамматических правил, изложенных Панини в его «Восьмикнижии». <...> Позднее эта модель описания была переработана и использована Панини, грамматика AshTa:dhya:yi: которого являла собой иерархически выстроенный набор правил, позволявших порождать бесконечное множество высказываний из ограниченного множества первичных элементов. <...> И в работе самого Панини, и в трудах позднейших комментаторов мелькают указания на существование в прошлом (т.е. ранее IV–V вв. до н.э.) неких занимавшихся анализом ДИА грамматистов. <...> Однако, кроме пары десятков имен и редких ссылок на отдельные положения предшественников <...>