Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Институциональная экономика: практикум (220,00 руб.)

0   0
АвторыДьяченко Татьяна Валентиновна
Издательство[Б.и.]
Страниц93
ID336181
АннотацияПрактикум содержит разработки по основным темам курса, включающие вопросы для обсуждения, примеры решения типичных задач, задания для закрепления и проверки знаний, тесты, задания для выполнения контрольной работы.
Институциональная экономика: практикум / Т.В. Дьяченко .— : [Б.и.], 2014 .— 93 с. — URL: https://rucont.ru/efd/336181 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.В. Дьяченко ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Красноярск 2014 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет" Лесосибирский филиал ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве практикума для студентов направления 080100.62 «Экономика» очной, заочной и очно-заочной форм обучения Красноярск 2014 3 Содержание Введение . <...> 51 1.6.1 Основные понятия и определения теории контрактов . <...> 65 1.6.4 Теория трансакционных издержек в анализе контрактных отношений 69 Задания для контрольной работы . <...> Изучение курса «Институциональная экономика» по направлению 080100.62 «Экономика» предусмотрено в объеме 108 часов, из них практические занятия у студентов очной формы обучения составляют 36 ч, у заочной и очно-заочной формы формы – 10 ч. <...> «Старый» институционализм и его эволюция в XX в. <...> Основные понятия «Жесткое ядро» неоклассики; «защитная оболочка» неоклассики; «старый» институционализм; неоинституциональная экономика; новая институциональная экономика; методологический индивидуализм; холизм; рациональность; неполная рациональность. <...> Какие факторы вводит в рассмотрение современный институционализм? <...> Перечислите основные поведенческие предпосылки неоклассической экономической теории. <...> Опишите предпосылки твердого ядра и защитного пояса неоклассической теории. <...> Перечислите основные поведенческие предпосылки неоклассической экономической теории. <...> Перечислите основные направления критики предпосылки о полной рациональности экономических агентов. <...> С какими проблемами сталкиваются экономические агенты в силу ограниченной рациональности? <...> Об ограниченной рациональности агента свидетельствует: а. следование принципу оптимизации; б. наличие трансакционных издержек; в. неоднородность производимого им товара; г. неполнота предпочтений. <...> Исследовательская программа неоклассической теории: а. содержит в своем <...>
Институциональная_экономика_практикум.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Институциональная_экономика_практикум.pdf
Т.В. Дьяченко ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Красноярск 2014
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет" Лесосибирский филиал ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве практикума для студентов направления 080100.62 «Экономика» очной, заочной и очно-заочной форм обучения Красноярск 2014
Стр.2
3 Содержание Введение ................................................................................................................... 4 Модуль 1 Теория институтов .............................................................................. 5 Тема 1.1 Институциональная экономика как наука ..................................... 5 1.1.1. – 1.1.2 Предмет и методы институциональной экономики ...................... 5 Задания для контрольной работы ........................................................................ 12 Тема 1.2 Институты и их роль в жизни общества ........................................ 14 1.2.1– 1.2.2 Институты, нормы, правила ............................................................ 14 Задания для контрольной работы ........................................................................ 23 Тема 1.3 Теория игр и моделирование взаимодействий ............................. 24 1.3.1 -1.3.2 Теория игр и моделирование взаимодействий ............................... 24 Задания для контрольной работы ........................................................................ 29 Тема 1.4 Теория трансакционных издержек .................................................. 33 1.4.1 Трансакции .................................................................................................... 33 1.4.2 Трансакционные издержки: содержание и виды ..................................... 40 Задания для контрольной работы ........................................................................ 46 Тема 1.5 Теория прав собственности ............................................................... 48 1.5.1 Правовые режимы использования ограниченных ресурсов .................... 48 Задания для контрольной работы ........................................................................ 49 Тема 1.6 Теория контрактов ............................................................................. 51 1.6.1 Основные понятия и определения теории контрактов ............................. 51 1.6.2 Теория агентства .......................................................................................... 57 1.6.3 Теория неполных контрактов...................................................................... 65 1.6.4 Теория трансакционных издержек в анализе контрактных отношений 69 Задания для контрольной работы ........................................................................ 74 Модуль 2 Теория организаций ........................................................................ 75 Тема 2.1 Теория фирмы ..................................................................................... 75 2.1.1 Различные теории фирмы ........................................................................... 75 Задания для контрольной работы ........................................................................ 76 Тема 2.2 Теория государства ............................................................................. 77 2.2.1 Теория государства ...................................................................................... 77 Задания для контрольной работы ........................................................................ 79 Тема 2.3 Теория общественного выбора ......................................................... 80 2.3.1 Теория общественного выбора ................................................................... 80 Задания для контрольной работы ........................................................................ 83 Методические рекомендации к выполнению контрольной работы ........ 85 Заключение ............................................................................................................ 86 Библиографический список.................................................................................. 87 Приложение А (обязательное) Варианты контрольной работы ....................... 88 Приложение Б (справочное) Перечень ключевых слов .................................... 91
Стр.3
4 Введение В современной экономической науке возрастает потребность в знаниях институциональных проблем и институциональных подходов к анализу развития экономики для каждого специалиста экономического профиля. Поэтому в подготовке специалистов по экономическим проблемам важное место занимает курс институциональной экономики. Изучение курса «Институциональная экономика» по направлению 080100.62 «Экономика» предусмотрено в объеме 108 часов, из них практические занятия у студентов очной формы обучения составляют 36 ч, у заочной и очно-заочной формы формы – 10 ч. Курс завершается зачетом и выполнением контрольной работы. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - строить устную и письменную речь (ОК-6); - необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способности логически верно, аргументированно и ясно способности осуществлять сбор, анализ и обработку данных, способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6). Практические занятия играют значительную роль в освоении основ институциональной экономики студентами. На них происходит закрепление и развитие полученной во время лекций научной и учебной информации, в том числе путем широкого использования ситуационного анализа, а также осуществляется контроль знаний со стороны преподавателя. Настоящее пособие состоит из двух модулей: «Теория институтов» и «Теория организаций». К каждой теме приводится план занятия, перечень основных понятий, контрольные и тестовые вопросы, задачи, кейсы и библиографический список. Целью практикума является помощь в организации самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям и выполнению контрольной работы, в том числе путем углубленного изучения рекомендуемой специальной литературы. Выполнение заданий, представленных ниже, является условием получения реальных знаний и понимания закономерностей и тенденций развития современной экономики.
Стр.4
5 Модуль 1 Теория институтов Тема 1.1 Институциональная экономика как наука 1.1.1. – 1.1.2 Предмет и методы институциональной экономики План 1. «Старый» институционализм и его эволюция в XX в. 2. Методологические особенности неоинституционализма. 3. Основные направления неоинституционализма. 4. Поведенческие предпосылки институционального анализа. 5. Модели человека институционализме. Основные понятия «Жесткое ядро» неоклассики; «защитная оболочка» неоклассики; «старый» институционализм; неоинституциональная экономика; новая институциональная экономика; методологический индивидуализм; холизм; рациональность; неполная рациональность. Вопросы 1. Перечислите основные характеристики традиционного институционализма. 2. Какие факторы вводит в рассмотрение современный институционализм? 3. В чем заключаются основные отличия «старого» и «нового» институционализма? Проанализируйте один из институтов, например институт семьи, на основе двух подходов. 4. Какие факторы вводит в рассмотрение современный институционализм? 5. Перечислите основные поведенческие предпосылки неоклассической экономической теории. 6. Назовите утверждения, образующие «жесткое ядро» неоклассики. В чем заключается их опровержение, которое предлагают представители «новой институциональной экономики»? 7. Опишите предпосылки твердого ядра и защитного пояса неоклассической теории. Как эти предпосылки модифицируются институционализмом? 8. Почему Маркса называют одним из первых институционалистов? 9. Что объединяет таких равных мыслителей, как К. Маркс и Дж. Гэлбрейт? Почему их обоих можно отнести к представителям «старого» институционализма? в ортодоксальном экономиксе и
Стр.5
6 10. Перечислите основные поведенческие предпосылки неоклассической экономической теории. 11. Что представляет собой концепция полной рациональности? 12. Сравните понятия полной и неполной рациональности. Приведите пример из вашего повседневного опыта потребителя. 13. Перечислите основные направления критики предпосылки о полной рациональности экономических агентов. 14. Согласно каким нормам поведения должен вести себя homo economicus? 15. С какими проблемами сталкиваются экономические агенты в силу ограниченной рациональности? 16. В чем суть принципа методологического индивидуализма? 17. Что такое холизм? Тесты 1. Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты»? а. «старого» институционализма; б. «новой» институциональной экономики; в. неоинституциональной экономики. 2. Представителей какого направления институциональной теории однозначно не будет интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к очередному семинару по институциональной экономике: «Библиотека была закрыта, в другой библиотеке нужной книги не оказалось, и вообще у нас на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа, к которым тоже нужно готовиться»? а. «старого» институционализма; б. «новой» институциональной экономики; в. неоинституциональной экономики. 3. Является ли повседневная покупка хлеба в ближайшем магазине отражением полностью рационального поведения потребителя? Да. Нет. 4. Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену? Да. Нет. 5. Сторонники холистического подхода придерживаются мнения, что: а. идеология, господствующая в обществе, определяет ценности индивидов; б. совокупность отдельных индивидов, составляющих общество, определяет характер экономической системы в целом;
Стр.6
7 в. отдельные индивиды не имеют возможности влиять на общество; г. разумно организованном обществе отсутствует проблема принуждения к исполнению правил. 6. Для совершенно рационального экономического агента характерно: а. отсутствие издержек принятия решений; б. чрезвычайно низкие временные затраты на принятие решений; в. нейтральность к риску; г. выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом. 7. Предпочтения совершенно рационального экономического агента: а. обладают свойством полноты; б. могут изменяться только непрерывно; в. обладают свойством транзитивности; г. все перечисленное верно. 8. Для ограниченно рационального экономического агента, поведение которого подчиняется принципу удовлетворенности, характерно: а. следование сложившимся рутинам; б. достижение минимума трансакционных издержек; в. определение критического уровня удовлетворенности исходя из собственных способностей и представлений; г. постоянный пересмотр стратегии поведения. 9. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует: а. следование принципу оптимизации; б. наличие трансакционных издержек; в. неоднородность производимого им товара; г. неполнота предпочтений. 10. Исследовательская программа неоклассической теории: а. содержит в своем ядре те же предпосылки, что и исследовательская программа неоинституциональной теории; б. содержит в защитном поясе предпосылку о полной спецификации прав собственности; в. предполагает, что трансакционные издержки всегда сводятся к минимуму; г. имеет тот же защитный пояс, что и исследовательская программа неоинституциональной теории. 11. Исследовательская программа неоинституциональной теории:
Стр.7
8 а. совпадает с исследовательской программой неоклассической теории; б. содержит в защитном поясе предпосылку о неполной спецификации прав собственности; в. содержит в своем ядре предпосылку об асимметрии информации; г. содержит в защитном поясе предпосылку об ограниченной рациональности. 12. По поводу какой из нижеследующих предпосылок среди ученых нет единого мнения о том, входит ли она в ядро исследовательской программы неоинституционализма? а. асимметрия информации; б. неполная спецификация прав собственности; в. ограниченная рациональность; г. равенство нулю трансакционных издержек. Кейсы 1 Какими принципами руководствуются покупатели при выборе продуктов? Заботиться о своем здоровье модно и полезно. У нас в стране уже сформировался новый класс потребителей, готовых платить немалые деньги за хорошее самочувствие и подтянутый внешний вид. Вернее, за продукты, дающие шанс все это получить1. Сцена в одном из московских продуктовых супермаркетов. Рядом с полками с молочными продуктами стоят средних лет женщина и молодая девушка. Внешний вид и комплекция женщины не позволяют определить, сколько ей лет, но позволяют точно сказать, что она следит и за собой, и за своим здоровьем. Девушка в столь цветущем виде не находится, поэтому время от времени с любопытством косится то на женщину, то на содержимое ее тележки. Та, в свою очередь, весьма существенно отличается от содержимого ее собственной. Собрав, видимо, всю необходимую ей информацию, девушка стоит около молочной полки, разглядывая продукты. Но стоит женщине пропасть из зоны видимости, как девушка начинает вытаскивать из своей тележки набранные ранее продукты, выставляет их обратно на полки, а потом заменяет на другие — только что подсмотренные. В списке попавших в немилость продуктов оказались глазированные сырки со сгущенкой, сливки повышенной жирности и высокой же жирности молоко. Их место занял творог, питьевой йогурт и нашедшиеся на близлежащем стенде мюсли в батончиках. 1 Казаков, А. Есть, чтобы жить // Компания. № 386. 17.10.2005. Режим доступа: http://www.ko.ru/document.asp?d_no=12807&p=1
Стр.8