ВЕБЕРА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ** Статья посвящена проблеме соотношения истин и ценностей в социальном познании. <...> Ценности трактуются как мотивационные предпочтения субъекта, связанные с выбором конечных целей существования в мире. <...> Автор исходит из убеждения в том, что суждения ценности не поддаются гносеологической проверке на истинность и ложность и потому не должны использоваться наукой. <...> Вместе с тем автор различает суждения ценности и суждения значимости — особый тип оценок, который может и должна использовать наука. <...> Рассуждая о соотношении истин и ценностей в социальном познании, я буду отталкиваться от методологического принципа, который Макс Вебер называл «свободой от оценки» и рекомендовал применять во всех социальных и гуманитарных науках. <...> В его основе лежит давняя идея, которую принято называть «принципом Юма» или «гильоти∗ Момджян Карен Хачикович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> : 8 (985) 210-87-93; e-mail: karm@mail.ru ∗∗ Публикация подготовлена при финансовой поддержке фонда РГНФ (проект № 14-03-00796 «Междисциплинарные основания социальной теории: информационные, системно-теоретические и этно-антропологические подходы к изучению общества» и проект № 12-03-00514 «Концептуализации общества в современном социально-гуманитарном и культурно-историческом знании: теоретические и методологические аспекты»). <...> Согласно английскому философу, мы обязаны различать суждения факта, проверяемые на истинность (дескриптивные суждения), и суждения долга (прескриптивные суждения), имеющие статус внеистинностных утверждений. <...> Невозможно, считал Юм, делать из дескриптивных суждений прескриптивные выводы, т.е. выводить суждения о должном для человека из суждений о сущем в мире. <...> Ту же мысль о взаимной несводимости сущего и должного мы встречаем у многих других мыслителей и прежде всего у Иммануила <...>