№ 3 В.И. Моряков (доктор ист. наук, профессор кафедры истории России до начала ХIХ в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* РУССКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В статье рассмотрены выступления русских просветителей с критикой крепостного права, в защиту обездоленных крепостных крестьян, проанализированы просветительские предложения по улучшению их жизни и быта. <...> Автор обосновывает положение, что главное значение деятельности просветителей состояло в том, что они воздействовали на общество, укрепляя в нем растущие антикрепостнические настроения, разрушая цельность крепостнической психологии общества в России и готовя тем самым постановку в стране крестьянского вопроса. <...> * * * Во второй половине XVIII в. в России усиливается самодержавно-крепостнический строй. <...> Упрочение государства, усиление центральной власти, защита своей территории от внешних вторжений — все это требовало значительных сил и средств. <...> Получить их в стране с неблагоприятными для хозяйственного развития природно-климатическими условиями, скудными природными богатствами, низкими урожаями, слабыми городами, подчиненными государству, бедным, малоплатежным и немногочисленным населением можно было лишь за счет усиления крепостного права. <...> Система крепостного права была нужна государству, дабы оно могло гарантированно получать и с крестьян, и с посадских людей необходимые ему налоги и выполнение повинностей. <...> Поэтому государство проводило крепостническую политику в отношении всего тяглого населения страны. <...> Крепостные крестьяне были лишены всех прав и находились под неконтролируемой властью помещиков. <...> Львиная доля помещиков была убеждена, что крепостным нужен надзор. <...> Крепостничество во второй половине XVIII в. стало привычным и естественным. <...> Если крепостничество способствовало усилению мощи России, превращению ее в могучую державу, то с ментальной точки зрения от крепостного права эффект был другой. <...> Крепостной <...>