Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №3 2014

Гуманитарные науки как практики (60,00 руб.)

0   0
Первый авторШестакова
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
ID335442
АннотацияВ статье обсуждается вопрос о связи гуманитарных и социальных наук с образованием. Поднимаются проблемы идеологизации и объективности гуманитарного знания.
УДК1

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шестакова∗ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ КАК ПРАКТИКИ В статье обсуждается вопрос о связи гуманитарных и социальных наук с образованием. <...> Поднимаются проблемы идеологизации и объективности гуманитарного знания. <...> Практический характер гуманитарных наук Гуманитарные науки отличаются неопределенностью своих границ. <...> обратил внимание на зависимость трактовки гуманитарных наук от национальных традиций [Х. Гумбрехт <...> Так, во Франции гуманитарные науки понимаются как социальные — «les sciences humaines», что скорее всего связано с перестройкой французских университетов в начале XIX в. под влиянием идеологии энциклопедизма. <...> В дальнейшем мы будем пользоваться понятием гуманитарные науки, имея в виду дисциплины, не относящиеся к математическим или естественно-научным. <...> Вопрос о специфике гуманитарных наук довольно долго обсуждался в рамках позитивистской альтернативы научного–ненаучного знания. <...> Предмет, задачи, цели, методы гуманитарных исследований прямо или косвенно сопоставлялись с естествознанием, и в зависимости от умонастроения исследователей делался вывод о ненаучности или о специфической научности гуманитарных наук. <...> На сегодняшний день очевидно, что эвристические возможности такого подхода практически исчерпаны прежде всего в силу изменившихся представлений о природе научного (главным образом, естественно-научного) знания. <...> Например, современная социология и социальная история науки показывают, что естествознание производится социальными практиками и в этом смысле не отличается от других типов знания, также являющихся продуктом социального производства. <...> Это, в свою очередь, делает невозможным использование дихотомии научное–ненаучное в качестве исходного принципа исследования специфики гуманитарных дисциплин. <...> Например, определенная зависимость исторического знания, литературоведения и самой литературы от государственной идеологии и политики лежит на поверхности и может быть замечена <...>