ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗАКРЫТЫХ ЖЕНСКИХ ИНСТИТУТАХ ВЕДОМСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ В.В. <...> Пономарева МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва В императорской России в начале ХХ в. насчитывалось более 30 закрытых женских институтов Ведомства императрицы Марии. <...> Это были привилегированные учебные заведения, находившиеся под покровительством императорской фамилии. <...> Вопреки утвердившемуся в историографии представлению, именно эти учебные заведения во многом являлись пионерами в деле женского образования. <...> В частности, именно в Мариинских институтах впервые в России в середине XIX в. были разработаны и постоянно совершенствовались гимнастические программы для девочек, в том числе и лечебные, стала утверждаться гимнастика как обязательный учебный предмет, готовились учительницы физической культуры, впоследствии преподававшие по всей России. <...> Ключевые слова: историческая антропология, гендер, история России, традиционная культура, Ведомство учреждений императрицы Марии, государственный патернализм, школьная медицина, система женского образования, женский спорт, лечебная гимнастика, ортопедия Закрытые женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии (так наз. «институты благородных девиц»), которых в начале ХХ в. насчитывалось более 30, являлись привилегированными учебными заведениями, находившимися под покровительством императорской фамилии. <...> Несмотря на царившие в обществе предубеждения, что эти учебные заведения являются чересчур традиционными, устаревшими и не соответствующими духу времени, в институтах раньше, чем в других учебных заведениях, внедрялось педагогические, медико-санитарные и бытовые новинки, опробовались современные методики преподавания, вводились учебные дисциплины именно благодаря их привилегированному положению и пристальному вниманию со стороны верховной власти. <...> Согласно канонам дворянской культуры хорошо воспитанные девицы должны быть грациозны <...>