«ДВЕ ДУШИ» КАК ПОЛЕМИКА С НЕОСЛАВЯНОФИЛАМИ В июне 1915 г. в Москве вышла книга В.Ф. Эрна «Время славянофильствует». <...> В декабре 1915 г. в Петрограде вышел первый номер журнала «Летопись», где была опубликована статья М. Горького <...> В статье этой была скрытая полемика с неославянофильскими, националистическими и «оборонческими» воззрениями, распространившимися с началом Первой мировой войны в среде русских идеалистических философов в частности и в определенных слоях русской интеллигенции вообще. <...> Введение К 1914 г. в среде русских идеалистических философов был создан достаточно прочный теоретический фундамент славянофильства, готовый для применения в новых исторических контекстах. <...> Неославянофилами помимо Эрна были, прежде всего, В.В. Розанов, В.И. Иванов и С.Н. Булгаков. <...> К ним можно еще добавить С.М. Соловьёва — племянника знаменитого философа и поэта [Хеллман, 1989, с. <...> Подобно тому, как Крымская война 1853—1856 гг. была воспринята как наглядное подтверждение глубокого конфликта между Востоком и Западом, так и новая большая европейская война, которую современники в Европе называли Великой, а современники в России — Второй отечественной, или германской1, стала катали1 Термин «Первая мировая война» утвердился в мировой историографии только после Второй мировой войны 1939—1945 гг. <...> Она стала своеобразной философской и теоретической основой, определившей все направление «Летописи» (1915—1917). <...> Полемический пафос «Двух душ» усиливало то, что опубликованы они были в новом печатном органе, фактическим редактором которого был сам Горький и который стоял на социал-демократических, антивоенных, «пораженческих» позициях. <...> Содержавшая сокровенные мысли писателя о русском народе, развитии страны и ее роли в мировом историческом процессе статья подтолкнула русское общество к новым ожесточенным спорам о целесообразности и справедливости участия России в Первой мировой войне. <...> Горький и неославянофилы Новые общественно-политические <...>