Исторические очерки Глеб Рар Очаг православия в Хакодатэ 1 Начало христианской проповеди в Японии было положено в XV I веке португальским миссионером Индии, канонизированным впоследствии римкжючкатолинеской церковью святым Фращгиском Ксаверием, который в 1549-1551 годах сам побывал в Японии и оставил здесь значительную группу миссионеров. <...> Как писал впоследствии иеромонах (будущий архиепископ) Николай Касаткин 1 ) — «уже европейские ттролШ'едники 1сггали вести себя как дома, уже прелаты с пьшшостью являлись среди народа, уже они отправили японских князей к Его Святейшеству в качестве смиренных поклонников*) и рассчитывали, когда вся Япония будет у подножья наместника Христова». <...> ) Посольство это было отправлено в Рим в 1582 году просить палу Григория XIII образовать из японской церкви особую епископию. г э ) Наиболее полный фактический материал о христиаистве в Японии XVI-XVII веков на русском языке был опубликован Тихомировой: «Первый период христианства в Японии, — XVI-XVII вв. <...> Многие из иезуитов, которые в первые времена были достойными духовными пастырями, теперь жили в роскоши и отличались высокомерием. <...> Японцы говаривали: «Христиане имеют двух богов: богатого, живущего пышно и в радостях, это — бог иезуитов, и неимущего, голодного и бедного, которому поклоняются монахи». <...> Так, они преследоваши буддийских бонз, подстрекали новообращенных к поруганию туземных богов, уничтожению языческих идолов, сожжению icrapbrx часовен. <...> » «Пожаловаться на безрезонность и самодурство японских гонителей христианства нельзя, — писал иеромонах Николай Касаткин, — это не были взбалмошные Нероны, Галерии; они считали обязанностью самим ознакомиться с христианством и изучали его так беспристрастно, что прямо находили его хорошим и не стеснялись говорить это .самим врагам. <...> Если на почве трений между иезуитами и буддийскими бонзами возникали конфликты, угрожавшие ослаблением позиций иезуитов, португальские кугщы бойкотировали <...>