При этом единого представления о толерантности в политической науке до сих пор не сложилось, и многочисленные попытки нормативно закрепить принципы толерантного поведения, сделав их обязательными, неизменно вызывают множество протестов. <...> Ключевое противостояние по данному вопросу сформировалось в околополитической сфере экспертного знания и представлено множеством аналитических центров либеральной и консервативной направленности. <...> Либеральные фабрики мысли занимают преимущественно активную позицию, пытаясь упорядочить сферу толерантного взаимодействия граждан ЕС через принятие новых законов о недопущении всех возможных форм дискриминации. <...> Аналитические центры консервативной направленности, наоборот, апеллируют к классическим социальным ценностям, в числе которых семья, религия, язык, культура. <...> Выявление “правильного” подхода к трактовке толерантности в определенном смысле выступает приоритетом для развития всей европейской политики интеграции, но в то же время постоянное обращение к общественным ценностям приводит к их девальвации и утрате европейским обществом культуры компромисса. <...> В некоторой степени указанное противопоставление отражает ситуацию кризиса понятия “толерантность”, которое под воздействием нескольких частных позиций, находящихся в конфронтации, постепенно утрачивает исконное значение, данное ему Декларацией принципов толерантности ЮНЕСКО, и вместо сплочения общества начинает символизировать утопию гармоничного существования и иллюзорность категории прав и свобод личности. <...> Ключевые слова: толерантность; фабрики мысли; дискриминация; горизонтальный контроль; Европейский союз; Директива о равном обращении; Европейский рамочный национальный статут по продвижению толерантности. <...> Многообразие путей социального развития и этнополитическая среда диктуют необходимость стабилизации общественных отношений, в том числе через интерпретацию абстрактного <...>