Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Грани  / № 150 1988

Последний сталинский нарком от музыки (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДолуханов Анатолий
Страниц12
ID325950
АннотацияВ статье критикуется идеологический аспект в советском искусстве
Долуханов, А. Последний сталинский нарком от музыки / А. Долуханов // Грани .— 1988 .— № 150 .— С. 282-293 .— URL: https://rucont.ru/efd/325950 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Анатолий ДОЛУХАНОВ Последний сталинский нарком от музыки В мае этого года (1988) в газете "Советская культура" появилась резкая критическая статья профессора Московской консерватории Веры Горностаевой под названием "Кому принадлежит искусство? <...> . В ней приводились цитаты из публичных выступлений первого секретаря Союза композиторов СССР Тихона Хренникова. <...> Высказывания эти - устные и печатные - относились к недоброму периоду конца 1947 - начала 1948 г. Напомню, что в это время Сталин, окончив поход на литературу постановлением о журналах "Звезда" и "Ленинград", решил взяться за советскую музыку. <...> Почему-то принято приписывать инициативу в этом пресквернейшем деле Жданову. <...> Предлогом для разгрома явилась поставленная в Большом театре в Москве опера еще совсем молодого Вано Мурадели "Великая дружба". <...> Надо сказать, что музыка Мурадели была примитивной настолько, что се282 годня ее стыдно было бы показать на первом курсе музыкального училища. <...> Тем более странными звучали обвинения в формализме, конструктивизме, буржуазном извращении революционных идей. <...> Впрочем, последнее обвинение таило в себе некий смысл. <...> Мурадели неаккуратно посмотрел в либретто и вывел тех, кого "вождь всех народов" считал истинными врагами Северного Кавказа, героями, и наоборот. <...> Последовало постановление ЦК партии «Об опере "Великая дружба"». <...> В нем не только отмечались идейные и музыкальные пороки сочинения, но, по сути дела, предавалась анафеме вся советская музыка в лице ее лучших представителей. <...> Первыми среди обвиняемых в формализме и в скатывании на буржуазные рельсы оказались Прокофьев, Шостакович, Хачатурян и даже еще совсем тогда молодой Свиридов. <...> Вместо него в список для ровного счета попал милейший и вполне ясно музыкально мыслящий композитор Гавриил Попов. <...> Однако материалы к самому постановлению и к последующим выступлениям Жданова готовила целая бригада. <...> И надо сказать, что теоретический уровень выступлений Жданова не <...>