ПУБЛИЦИСТИКА ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ Юрий МЕЙЕР О русской дореволюционной интеллигенции Возникновение интеллигенции в России неразрывно связано с примером, почерпнутым из Франции. <...> Революция 1789 года, свергнувшая абсолютную монархию во Франции, была инспирирована и осуществлена представителями третьего класса (сословия). <...> Идеология этого класса была создана Вольтером, Руссо, Дидро, Монтескье и сразу же породила крайности политических убеждений - от Дантона, Марата, СенЖюста, противопоставив их умеренным и гуманным жирондистам и вылившись во временный захват власти радикалами якобинцами во главе с Робеспьером. <...> Для этой категории мыслящих, хотя иной 216 раз даже умственно примитивных людей, оставался один выход - оправдать свое бренное существование в мире великим упованием на обретение душевного покоя в лучшем, будущем мире. <...> До периода критического рационализма эту роль подателя надежды для всего человечества выполняла религия. <...> Подавляющая часть всех религий обещала в потустороннем мире обретение блаженства в сфере неограниченного добра, вечного мудрого мировоззрения или даже примитивных чувственных переживаний. <...> Вот это преклонение перед великой надеждой на лучшее и давало возможность людям переносить тяготы жизни, страшные события, личные трагедии. <...> Но по мере роста рациональной оценки жизни, ведшей к отрицанию мифических и недоказуемых обещаний религии, люди не смогли отказаться от великого импульса надежды и стали искать ее осуществления не в потусторонней жизни, а в исправлении существующих жизненных условий. <...> Автоматически влекомые надеждой, они превращались в оппозиционеров существующему порядку, в революционеров духа, в тот взрывчатый материал, который вел к революциям. <...> Карл Маркс проявил великую психологическую проницательность в успешном использовании этого импульса надежды. <...> Нарисовав всю безотрадность человеческой жизни, иллюстрировав в своем "Капитале" весь <...>