Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 476971)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Цветоведение (278,00 руб.)

0   0
Первый авторЛомов С. П.
АвторыАманжолов С. А.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц153
ID325176
АннотацияУчебное пособие посвящено цветоведению — одному из важных составляющих учебно-творческого процесса для художественных специальностей. В книге раскрываются теоретические вопросы, необходимые для анализа концептуальных теорий цвета, а также демонстрируется технологические особенности психологии и физиологии цвета, ориентированные на полноту научного описания изучаемого объекта. В учебном пособии представлен полный курс лекций, учебно-методический и иллюстративный материал, часть которого вынесена на CD-ROM.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн»
Кому рекомендованоИздание адресовано студентам, магистрантам и преподавателям художественных учебных заведений высшего профессионального образования.
ISBN978-5-691-02103-9
УДК73/76
ББК85.1
Ломов, С.П. Цветоведение : учеб. пособие для вузов / С.А. Аманжолов, С.П. Ломов .— М. : ВЛАДОС, 2014 .— 153 с. : ил. — (Учебное пособие для вузов) (Изобразительное искусство) .— [8] с. цв. ил. в конце кн. — ISBN 978-5-691-02103-9

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.П. Ломов, С.А. Аманжолов ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЦВЕТОВЕДЕНИЕ ЦВЕТОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ С.П. <...> Закономерности смешения цветов и процессы цветообразования . <...> 5–6) Цветоведение — наука молодая, определившаяся как самостоятельная отрасль знаний лишь в прошлом столетии, но вопросы цвета привлекали внимание исследователей давно. <...> Гельмгольц провел опыты по оптическому смешению спектральных цветов и установил точные зависимости между отдельными спектральными цветами и их смесями. <...> Он установил пары, дополнительных цветов, указав длину их волн, и объяснил различия в закономерностях при образовании цветов путем смешения излучений и смешения Максвелл, изучая закономерности оптического смешения цветов, выразил спектральные цвета через количество трех основных красок, используя однородные излучения: красный (длина волны 630 нм), зеленый (длина волны 528 нм), синий (длина волны 457 нм). <...> Он отмечает, что цвета происходят от того, что некоторые естественные тела отражают одни сорта лучей, иные тела — другие сорта лучей обильнее, чем остальные. <...> Он избавился от старых представлений и пришел к утверждению: причина спектра — в различной преломляемости лучей света. <...> Белый цвет — смесь разноцветных лучей, которые существуют изначально, а не возникают при наблюдении. <...> Изучение оптического смешения показало, что ко всякому хроматическому цвету можно подобрать такой второй хроматический цвет, который в смеси с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет. <...> Можно использовать цветовой круг, в котором дополнительные цвета лежат друг против друга, а красный, желтый, зеленый и синий цвета делят 12 его на четыре равные части. <...> 9) В этом коренное отличие оптического смешения от смешения красок. <...> Оптическое смешение основано на том, что к одному цветовому возбуждению прибавляются другие: поэтому его называют слагательным. <...> Если оптически смешивать дополнительные <...>
Цветоведение_(1).pdf
УДК 73/76+004.5 ББК 85.1/74.5 Л75 Ре цен зенты: Корешков В.В. — доктор педагогических наук, профессор, декан факультета ИЗО и дизайна МГПУ; Игнатьев С.Е. — доктор педагогических наук, профессор, МПГУ Ломов С.П., Аманжолов С.А. Л75 Цветоведение: Учебн. пособие для вузов, по спец. «Изобразит. искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн»/ С.П. Ломов, С.А. Аманжолов. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 144 с. : + 1 эл.-опт. диск (CD-ROM) с цв. ил. ISBN 978-5691021039 Агентство CIP РГБ. Учебное пособие посвящено цветоведению — одному из важных составляющих учебно-твор ческого процесса для художественных специальностей. В книге раскрываются теоретические вопросы, необходимые для анализа концептуальных теорий цвета, а также демонстрируется технологические особенности психологии и физиологии цвета, ориентированные на полноту научного описания изучаемого объекта. В учебном пособии представлен полный курс лекций, учебно-методический и иллюстративный материал, часть которого вынесена на CD-ROM. Издание адресовано студентам, магистрантам и преподавателям художественных учебных заведений высшего профессионального образования. УДК 73/76+004.5 ББК 85.1/74.5 ISBN 978-5691021039 © Ломов С.П., Аманжолов С.А., 2014 © ООО «Гума нитар ный из да тель ский центр ВЛАДОС», 2014 © Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014 Учебное издание Ломов Станислав Петрович Аманжолов Сейткали Абдикадырович ЦВЕТОВЕДЕНИЕ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн» Лицензия ИД № 03115 от 10.11.2000. Подписано в печать 04.06.2014. Формат 7090/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 10,53 + 0,59 вкл. Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1–500 экз.). Заказ № Тел./факс: (495) 984-40-21, 984-40-22, 940-82-54 Email: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д.1 Сайт: www.chpd.ru, E-mail: salеs@chpk.ru, 8(495)988-63-87 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» Гу ма ни тар ный из да тель ский центр ВЛА ДОС. 119571, Мо с к ва, а/я 19.
Стр.2
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Глава I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ ЦВЕТА. . . . . . . . 6 1. Физика цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 2. Химия цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 3. Математика цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Глава II. ПСИХОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЦВЕТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 1. Психологическая характеристика красного цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 2. Психологическая характеристика синего цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 3. Психологическая характеристика зеленого цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 4. Психологическая характеристика желтого цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 5. Психологическая характеристика коричневого цвета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 6. Психологическая характеристика серого цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 7. Психологическая характеристика белого и черного цветов . . . . . . . . . . . . . . . 67 Глава III. КОЛОРИМЕТРИЯ ЦВЕТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 Глава IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ. . . . . . . . . . . . . . . . . 70 1. Живописные характеристики цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 2. Ахроматическая гамма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 3. Монохромная гамма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 4. Сочетания двух цветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 5. Закономерности смешения цветов и процессы цветообразования . . . . . . . . . 92 6. Гармония цветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 7. Гармонизатор «цветовой шар» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 8. Гармонизатор по коллекции цветов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 9. Подвижный гармонизатор «Набор шкал» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 10. Колористическая композиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 11. Цветовая статика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 12. Цветовая динамика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 13. Тональная динамика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 14. Цветовое равновесие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Глава V. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Контрасты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Приложение 1. Примерная программа по направлениям подготовки обучающихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Приложение 2. Примерные практические занятия и самостоятельная работа по специальностям подготовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 Приложение 3. Пигменты и краски. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Приложение 4. Словник на определение цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Приложение 5. Словник художника-живописца. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Приложение 6. Словник народных названий цветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Основные понятия и определения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 3
Стр.3