Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 497722)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Философия (363,00 руб.)

0   0
Первый авторПетров В. П.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц553
ID325173
АннотацияВ книге рассмотрены базовые проблемы, определённые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии. Курс лекций профессора В.П. Петрова отличает новационность. Даны трактовки не только традиционных философских концепций, но и показаны особенности теоретических подходов, неизвестных ранее широкой читательской аудитории. Содержание курса отличается предметностью и доступностью изложения основных позиций российской и зарубежной философских школ.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ в качестве учебника для вузов по дисциплине «Философия» для естественнонаучных и технических специальностей
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов вузов.
ISBN978-5-691-01858-9
УДК1(075.8)(076.6)
ББК87я73-2
Петров, В.П. Философия : курс лекций: учебник для вузов / В.П. Петров .— М. : ВЛАДОС, 2012 .— 553 с. — (Учебник для вузов) .— ISBN 978-5-691-01858-9

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основные черты и направления Древнеиндийской философии . <...> Взгляды Сократа, Платона, Аристотеля и воззрения стоиков относительно человека и общества . <...> Зарождение античной диалектики – Гераклит Эфесский, Зенон Элейский . <...> Основные направления развития российской философии ХIХ века . <...> Философские представления о человеке и его месте в мироздании . <...> Человек как телесное существо и среда его деятельности . <...> Сущность и разнообразие социальных общностей людей . <...> Однако, если материальная картина мира была раскрыта и понята посредством ряда научных открытий, то однозначности в понимании феномена человека, его сущности и бытия, его биотики и социальности, его психики и ментальности, его рациональности и иррациональности, его функциональности пока нет. <...> Возникновение философии относится ко времени зарождения мировой цивилизации. <...> Науковедческая школа, история философии приписывают появление и трактовку этого понятия древнегреческим мыслителям — Пифагору, Сократу и Платону. <...> Поэтому история развития философии демонстрирует три момента её существования: на первом этапе своего развития она представлялась всеобщей, синкретической, совокупной целостностью знания; на втором этапе философия стала наукой в ряду других наук; третий этап характеризовал её как новое системное образование — квинтэссенцию знаний, оценок, методов. <...> В этой связи:  один полюс отношения, одна противоположность, одна оппозиционная сторона будут определяться нами не атрибутивно (сознание, мышление), а субстанциально — человек как материальная система, с её сознанием, мышлением, субъективностью, чувствами, переживаниями, ощущениями, восприятиями, ибо именно человек является той высшей субстанциальной формой, которая порождена иным (универсальным, вселенским) и включена в него, выделяет и противопоставляет себя иному, внечеловеческому;  другой полюс отношения будет определяться нами не через конкретное понятие, не через одну <...>
Философия._Курс_лекций._Учебник_для_вузов_(1).pdf
УДК 1(075.8)(076.6) ББК 87я73-2 П30 П30 Петров, В.П. Философия : курс лекций : учеб. для вузов по дисциплине «Философия» для естеств. и техн. специальностей / В.П. Петров. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 551 с. — (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-691-01858-9. Агентство CIP РГБ. В книге рассмотрены базовые проблемы, определённые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии. Курс лекций профессора В.П. Петрова отличает новационность. Даны трактовки не только традиционных философских концепций, но и показаны особенности теоретических подходов, неизвестных ранее широкой читательской аудитории. Содержание курса отличается предметностью и доступностью изложения основных позиций российской и зарубежной философских школ. Учебник предназначен для студентов вузов. УДК 1(075.8)(076.6) ББК 87я73-2 ISBN 978-5-691-01858-9 © Петров В.П., 2012 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2012
Стр.2
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Лекция I. ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 § 1. Природа и предмет философского знания . . . . . . . . . . . . . 10 § 2. Проблемы философии, её функции. Типы мировоззрений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Лекция II. ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 § 1. Философия Древнего Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 § 2. Основные черты и направления Древнеиндийской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Лекция III. МИРОВОЗЗРЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 § 1. Становление античной натурфилософии. Милетская школа, Демокрит, Платон . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 § 2. Взгляды Сократа, Платона, Аристотеля и воззрения стоиков относительно человека и общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 § 3. Зарождение античной диалектики – Гераклит Эфесский, Зенон Элейский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Лекция IV. ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ . . . . . . . . . . 76 (Часть 1) § 1. Философско-религиозная мысль Средневековья . . . . . . . . .76 § 2. Философия эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 § 3. Философия Нового времени, эпохи Просвещения . . . . . . . 96 3
Стр.3
Содержание Лекция IV. ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ . . . . . . . . . 106 (Часть 2) § 1. Немецкая классическая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 § 2. Возникновение философии марксизма . . . . . . . . . . . . . . . 118 Лекция V. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 (Часть 1) § 1. Возникновение русской философии. Духовная жизнь допетровской Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 § 2. Развитие философской мысли в России ХVIII века . . . . . . 141 § 3. Основные направления развития российской философии ХIХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Лекция V. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171 (Часть 2) § 1. Философия всеединства В.С. Соловьёва. Философское наследие Н.Н. Страхова, В.В. Розанова, К.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 § 2. Философская мысль русской эмиграции . . . . . . . . . . . . . . 193 § 3. Оценка марксистской философии в России конца ХIХ — начала ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 § 4. Философские суждения русских космистов . . . . . . . . . . . . 220 Лекция VI. МИР КАК СИСТЕМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 § 1. Мир и его материальная сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 § 2. Пространство и время – атрибуты материи . . . . . . . . . . . . 246 § 3. Мир сквозь призму синергетики – И. Р. Пригожин . . . . . . 258 Лекция VII. МИР КАК ПРОЦЕСС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 § 1. Движение как способ существования материи и его основные формы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 § 2. Сущность всеобщей связи и развития . . . . . . . . . . . . . . . . 273 § 3. Основные категории диалектики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 Лекция VIII. ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 § 1. Определение духовной реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 § 2. Сознание как высшая форма психического отражения действительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301 § 3. Духовная сфера общественной жизни . . . . . . . . . . . . . . . 308 4
Стр.4
Содержание Лекция IХ. ПОЗНАНИЕ МИРА И ТВОРЧЕСТВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 § 1. Сущность проблемы и процесс познаваемости мира в философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316 § 2. Роль практики, деятельности, творчества в познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326 Лекция Х. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА . . . . . . . . 335 § 1. Философские представления о человеке и его месте в мироздании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 § 2. Антропогенез и основные гипотезы происхождения человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 § 3. Сущность человека как биосоциального существа . . . . . . 359 Лекция ХI. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 § 1. Человек как телесное существо и среда его деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364 § 2. Человеческая жизнь как ценность и здоровый образ жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373 Лекция ХII. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 § 1. Философская концепция личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 § 2. Становление и формирование личности . . . . . . . . . . . . . . 394 Лекция ХIII. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404 § 1. Общество как часть объективной реальности . . . . . . . . . . 404 § 2. Законы хода общественного процесса. Концепции формационного и цивилизационного развития общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 Лекция ХIV. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА . . . . . . . . . . . . 430 § 1. Системообразующие факторы становления и развития общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431 § 2. Экологический фактор и материальное производство в системе общественного развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 Лекция ХV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . 453 § 1. Социальная сфера и социальная структура общества . . . . . 455 § 2. Сущность и разнообразие социальных общностей людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463 5
Стр.5
Содержание Лекция ХVI. НАУКА И ТЕХНИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479 § 1. Сущность науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .479 § 2. Сущность техники, особенности взаимосвязи науки и техники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490 Лекция ХVII. ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . 499 § 1. Неопозитивизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499 § 2. Феноменология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506 § 3. Экзистенциализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510 § 4. Герменевтика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513 § 5. Персонализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 518 § 6. Структурализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .527 § 7. Фрейдизм и неофрейдизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 532 Краткий словарь предметных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 542 6
Стр.6