Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 477168)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Сюжетная графика (291,00 руб.)

0   0
Первый авторБесчастнов Н. П.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц433
ID325170
АннотацияВ учебном пособии рассмотрены история, теория и практика сюжетной графики. Особое внимание уделено описанию эволюции основных групп сюжетных композиций, встречающихся в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Дан обзор графических материалов и техник их использования.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области изобразительного искусства в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071002.65 «Графика»
Кому рекомендованоПособие адресовано студентам высших учебных заведений изобразительного искусства. Оно может быть полезно студентам вузов декоративно-прикладного искусства и дизайна, а также всем, кто интересуется художественным творчеством.
ISBN978-5-691-01873-2
УДК75.049.6(075.8)
ББК85.15я73-1
Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика : учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов .— М. : ВЛАДОС, 2012 .— 433 с. : ил. — (Изобразительное искусство) .— [32] с. цв. ил. в конце кн. — ISBN 978-5-691-01873-2

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В наиболее развернутом виде сюжетные композиции исполняются на старших курсах в качестве цикла специальных заданий. <...> Являясь неотъемлемой частью курсового и дипломного проектирования, сюжетные изображения отрабатываются в процессе сбора и обработки материала к итоговым произведениям искусства. <...> При создании сюжетных композиций используются все навыки академического обучения и знания художественной организации изобразительной плоскости. <...> Учебной литературы, посвященной созданию сюжетных изображений, мало, и почти вся она раскрывает картинную живопись. <...> Сюжетные композиции активно используются в станковой, книжной и рекламной графике, текстильном орнаменте, изображаются на изделиях из керамики, стекла, дерева и металла. <...> В пособии в качестве иллюстраций используются произведения станковой, книжной и прикладной сюжетной графики, что отражает универсальность жизни сюжетной идеи в искусстве. <...> Общеизвестно, что многие сюжетные картины и графические листы помогают найти ответы на волнующие людей вопросы о смысле жизни, правде, красоте, раскрывают исторические примеры жизни по заветам, которые нам оставили лучшие представители человечества. <...> Сюжетность — сюжетная завязка может проявляться различных жанрах, но наиболее полно она раскрывается в тематических композициях с изображениями человеческих фигур. <...> В графике и особенно в декоративно-прикладном искусстве сюжетные композиции менее исследованы, хотя и широко распространены. <...> Непревзойденный мастер картины — Рембрандт тщательно прорабатывал все стадии своих многофигурных большеформатных офортов. <...> Причем цвета могут находиться не только в границах формы, но и с легкостью, присущей, например, линии, «бежать» по изобразительной плоскости. <...> Становление и начало развития сюжетных графических изображений Зачатки сюжетных композиций в искусстве появились задолго до нашей эры. <...> Множество сюжетно-символических композиций выполнено в Древнем <...>
Сюжетная_графика_учебное_пособие_для_студентов_вузов,_обучающихся_по_специальности_Графика_(1).pdf
УДК 75.049.6(075.8) ББК 85.15я73-1 Б53 Ре цен зенты: Ректор Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, Действительный член Российской академии художеств, профессор А.А. Любавин; Проректор Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, док тор ис кус ст во ве де ния, профессор А.Н. Лав рен ть ев Бесчас т нов Н. П. Б53 Сюжетная графика : учеб. по со бие для студентов ву зов, обучающихся по специальности «Графика» / Н.П. Бесчас т нов. — М. : Гу ма ни тар. изд. центр ВЛА ДОС, 2012. — 399 с.; ил.; 32 с. цв. ил. : ил. — (Изо бра зи тель ное ис кус ст во). ISBN 978-5691018732. Агентство CIP РГБ. В учебном пособии рассмотрены история, теория и практика сюжетной графики. Особое внимание уделено описанию эволюции основных групп сюжетных композиций, встречающихся в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Дан обзор графических материалов и техник их использования. Пособие адресовано студентам высших учебных заведений изобразительного искусства. Оно может быть по лезно студентам вузов декоративно-прикладного искусства и дизайна, а также всем, кто интересуется художественным творчеством. УДК 75.049.6(075.8) ББК 85.15я73-1 ISBN 978-5691018732 © Бесчас т нов Н.П., 2012 © ООО «Гу ма ни тар ный из да тель ский центр ВЛА ДОС», 2012
Стр.2
Оглавление К студентам! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава I. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СЮЖЕТНОЙ ГРАФИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1. Становление и начало развития сюжетных графических изображений. . . . . . . 11 2. Сюжетная графика XV—XVIII веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 3. Сюжетная графика XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 4. Новаторство в сюжетной графике XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Глава II. СЮЖЕТНАЯ ГРАФИКА СТРАН ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 1. Сюжетная графика в искусстве старого Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2. Сюжетная графика Японии XVII—XVIII веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Глава III. РУССКАЯ СЮЖЕТНАЯ ГРАФИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 1. Становление русской сюжетной графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 2. Сюжетные изображения в русской графике XVIII—XX веков. . . . . . . . . . . . . . . . . 52 3. Сюжетная графика художников круга «Мир искусства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 4. Советская сюжетная графика 1910—1960-х годов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 5. Сюжетные поиски в российской графике последней трети XX и начала XXI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 Глава IV. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЖАНРОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 1. Выдающиеся события из жизни Западной Европы в живописи и графике XVI—XIX веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 2. Исторический жанр в русском искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 396
Стр.396
Глава V. БАТАЛЬНАЯ ГРАФИКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 1. Сцены битв в искусстве Древнего мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 2. Батальные сцены в западноевропейском искусстве XV—XX веков . . . . . . . . . . 111 3. Изображение войны в русском графическом искусстве. Станковая графика и плакат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Глава VI. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЖАНРОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 1. Западноевропейские мифологические жанровые композиции и религиозная графика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 2. Русские графические композиции XVI—XIX веков со сценами из истории христианства, жизни церкви и мифологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 3. Русские мифологические и сказочные графические композиции конца XVIII—XX веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Глава VII. БЫТОВОЙ ЖАНР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 1. Становление и развитие бытового жанра в искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 2. Бытовой жанр в изобразительном искусстве Западной Европы . . . . . . . . . . . . . . 153 3. Бытовой жанр в русской станковой графике и иллюстрации. . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 Глава VIII. СЦЕНЫ ОХОТЫ В ГРАФИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 1. Древнейшие изображения сцен охоты в искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 2. Охотничьи композиции в западноевропейском искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 3. Охотничья тема в русском искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Глава IX. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА В ГРАФИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 1. Становление и развитие темы труда в искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 2. Отражение труда в западноевропейском и русском реалистическом искусстве XIX века. Трудовые процессы в демократической графике XX века. . . . 189 3. Трудовые процессы и люди труда в российской графике XX века. . . . . . . . . . . . 194 Глава X. СПОРТИВНАЯ ТЕМАТИКА В ГРАФИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 1. Спортивные композиции в искусстве Древнего мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 2. Графические изображения спортивных соревнований в европейском искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 3. Графические изображения спортивных мероприятий в Советской России . . 208 397
Стр.397
Глава XI. ДЕТСКАЯ ТЕМАТИКА В ЖАНРОВОЙ ГРАФИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 1. Изображения детей в искусстве Древнего мира и западноевропейской живописи и графике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 2. Детская тематика в русской книжной иллюстрации советского и постсоветского времени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 Глава XII. ЛЮБОВНАЯ ГРАФИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 1. Тема любви в искусстве Древнего мира и европейской графике и живописи XVI—XIX веков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 2. Тема любви в графике конца XIX—XX веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 Глава XIII. СЮЖЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РЕКЛАМНОЙ ГРАФИКЕ. . . . . . . . . 247 1. Сюжетность в современной рекламе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 2. Сюжетные композиции в плакате . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 3. Сюжетные изображения в журнальной и газетной рекламе и пропаганде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 4. Сюжетные изображения в экслибрисах, эмблемах и товарных знаках . . . . . . . 256 Глава XIV. СЮЖЕТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 1. Сюжетные композиции на изделиях из керамики и стекла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 2. Сюжетная графика на античных текстильных изделиях, текстиле Востока, Византии, средневековой Европы и эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . 269 3. Сюжетная графика на текстильных изделиях XVIII—XIX веков . . . . . . . . . . . . 272 4. Сюжетный текстиль XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 Глава XV. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНОЙ ГРАФИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 1. Геометрия пространственных построений на плоскости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 2. Светотень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 3. Цвет и колорит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 Глава XVI. КОМПОЗИЦИЯ В СЮЖЕТНОЙ ГРАФИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 1. Принципы композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 2. Однофигурные композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 3. Двухфигурные композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 4. Многофигурные композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 398
Стр.398
Глава XVII. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНОЙ ГРАФИКИ . . . . . . . . . . . . . . 341 1. Основы методики исполнения сюжетной графики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 2. Исполнение эскизов-набросков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 3. Исполнение набросков-этюдов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 4. Проработка основного эскиза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347 5. Законченные графические листы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 6. Набросочность изображений в законченных графических композициях . . . . . 353 Глава XVIII. МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКИ ГРАФИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 1. Рисовальные материалы и техники их использования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 2. Гравюра и литография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 3. Фотография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 4. Компьютерная графика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 399
Стр.399