Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 476975)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Народный танец: методика преподавания (360,00 руб.)

0   0
Первый авторГусев Г. П.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц609
ID325152
АннотацияИздание включает в себя три основные части урока: упражнения у станка, танцевальные движения и комбинации на середине зала, этюды. Учебный материал расположен последовательно. Даны рекомендации изучения упражнений, методика сочинения комбинаций и построения урока. Приводятся примеры этюдов, разработанные на основе различных народных танцев. Книга иллюстрирована, дополнена нотным материалом.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов вузов культуры и искусств
Кому рекомендованоУчебное пособие адресовано студентам хореографических факультетов вузов культуры и искусств, преподавателям учебных заведений, руководителям хореографических коллективов, широкому кругу любителей народного танца.
ISBN978-5-691-01885-5
УДК793.31(075.8)
ББК85.325я73-1
Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев .— М. : ВЛАДОС, 2012 .— 609 с. : ил. — (Учебное пособие для вузов) .— ISBN 978-5-691-01885-5

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ведущими педагогами страны разработаны учебные планы, программы, пособия по народно-сценическому танцу с учетом задач, стоящих перед учебными заведениями. <...> 7 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЗАПИСИ ТАНЦА ПОЗИЦИИ НОГ1 Пять открытых: I, II, III, IV, V открытые позиции народносцени чес кого танца соответствуют пяти позициям классиче ского танца (рис. <...> III позиция — пятка одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны (впереди может быть правая или левая нога). <...> Носок ноги, стоящей впереди, находится напротив пятки ноги, стоящей сзади (впереди может быть правая или левая нога). <...> Носки разведены в стороны (впереди может быть правая или левая нога). <...> Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты. <...> Низкие полупальцы — пятка слегка отделена от пола (и). <...> Высокие полупальцы — пятка высоко поднята над полом (л). <...> ТЕРМИНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ ЗАПИСИ ДВИЖЕНИЙ1 Опорной ногой называется нога, на которую переводится центр тяжести корпуса исполнителя независимо от ее движения; работающей называется нога, выполняющая движение, в то время, когда 1 14 Предложена Г.А. <...> Настюковым. тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу; шаг ногой — движение, при котором одновременно с шагом переносится тяжесть корпуса на шагающую ногу; шаг на ногу — применяется, если перед шагом нога была поднята; приставить (ногу к ноге) применяется при одновременном распределении тяжести корпуса на обе ноги; подставить (ногу к ноге) применяется при одновременном переводе тяжести корпуса на подставляемую ногу: поставить — применяется при постановке ноги на носок или на пятку без пере носа тяжести корпуса; провести — применяется при движении ногой по трем направлениям вперед: вперед, вперед—вправо, вперед—влево, тяжесть корпуса остается на опорной ноге; Кисть поднята вверх ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ отвести — движение ноги <...>
Народный_танец_(1).pdf
УДК 793.31(075.8) ББК 85.325я73-1 Г96 Рецензенты: Старший научный сотрудник Московской государственной академии хореографии, кандидат ис кусст воведения, профессор В.А. ТЕЙДЕР; Профессор кафедры народного танца Московского государственного университета культуры и искусств, народная артистка России Л.А. УСТИНОВА; Обработка и переложение музыкального материала — А.И. ОБУХОВ, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, доцент Московского государственного университета культуры и искусств Гусев, Геннадий Петрович. Г96 Народный танец : методика преподавания : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / Г. П. Гусев. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 608 с. : ил., ноты. — (Учебное пособие для вузов). ISBN 978-5691018855. Агентство CIP РГБ. Издание включает в себя три основные части урока: упражнения у станка, танцевальные движения и комбинации на середине зала, этюды. Учебный материал расположен последовательно. Даны рекомендации изучения упражнений, методика сочинения комбинаций и построения урока. Приводятся примеры этюдов, разработанные на основе различных народных танцев. Книга иллюстрирована, дополнена нотным материалом. Учебное пособие адресовано студентам хореографических факультетов вузов культуры и искусств, преподавателям учебных заведений, руководителям хореографических коллективов, широкому кругу любителей народного танца. УДК 793.31(075.8) ББК 85.325я73-1 ISBN 978-5691018855 © Гусев Г.П., 2012 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2012 Учебное издание Гусев Геннадий Петрович НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Методика преподавания Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Сертификат соответствия № РОСС RU.AE51.Н 15815 от 17.10.2011. Подписано в печать 24.08.2010. Формат 7090/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 44,46. Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1–1 500 экз.). Заказ № Гу ма ни тар ный из да тель ский центр ВЛА ДОС. 119571, Мо с к ва, а/я 19. Тел./факс: (495) 984-40-21, 984-40-22. Email: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, Московская область, г. Можайск, ул. Мира, д. 93 www.oaompk.ru, тел. (495) 745-84-28, (496) 38-24-310
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Несколько слов о книге. Г.Ф. Богданов . . . 3 От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Основные понятия, термины и условные обозначения, применяемые при записи танца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 ЧАСТЬ 1. УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Раздел 1. Приседания . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Раздел 2. Упражнения на развитие подвижности стопы . . . . . . . . . 34 Раздел 3. Маленькие броски . . . . . . . . . . 43 Раздел 4. Круговые движения ногой по полу или по воздуху . . . . . . 55 Раздел 5. Каблучные упражнения . . . . . . 77 Раздел 6. Низкие и высокие развороты ноги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Раздел 7. Дробные выстукивания . . . . . .103 Раздел 8. Упражнения с ненапряженной стопой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115 Раздел 9. Подготовка к «веревочке» . . .126 Раздел 10. Зигзаги (змейка) . . . . . . . . . . . .139 Раздел 11. Раскрывание ноги на 90° . . . . .146 Раздел 12. Большие броски . . . . . . . . . . . .155 ЧАСТЬ 2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КОМБИНАЦИИ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА . . . . . . . . . 170 Раздел 1. Танцевальные ходы . . . . . . . . .171 Раздел 2. «Веревочка» . . . . . . . . . . . . . . . . 192 Раздел 3. Маятникообразные движения по типу «моталочки» . . . . . . . . 203 Раздел 4. Движения на прыжковой подмене опорной ноги . . . . . . 208 Раздел 5. Дробные движения . . . . . . . . . 217 Раздел 6. Присядки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 Раздел 7. Хлопки и хлопушки . . . . . . . . . 254 Раздел 8. Вращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 Раздел 9. Прыжковые движения . . . . . . 283 608 Раздел 10. Заключения танцевальных движений и комбинаций . . . . 288 Раздел 11. Упражнения для рук, корпуса, головы . . . . . . . . . . . . 294 ЧАСТЬ 3. ЭТЮДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301 Раздел 1. Этюды для одного исполнителя (сольные) . . . . . . . 303 Пример композиции башкирского танца . . .303 Пример композиции азербайджанского танца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 Раздел 2. Этюды для двух исполнителей . . . . . . . . . . . . . . . . 316 Пример композиции русского танца . . . . . . 316 Пример композиции цыганского танца . . . . 329 Пример композиции матросского танца . . . 339 Раздел 3. Мелкогрупповые этюды (для 3–6 человек) . . . . . . . . . . . . 350 Пример композиции украинского танца . . . 350 Пример композиции молдавского танца . . . 359 Пример композиции польского танца . . . . . 367 Пример композиции казахского танца . . . . . 377 Раздел 4. Групповые (массовые) этюды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 Пример композиции чувашского танца . . . . 385 Пример композиции узбекского танца . . . . . 393 Пример композиции белорусского танца . . . 402 Пример композиции удмуртского танца . . . 411 Пример композиции эстонского танца . . . . . 422 Пример композиции татарского танца . . . . . 434 Пример композиции осетинского танца . . . . 447 Пример композиции марийского танца . . . . 454 Пример композиции русского танца . . . . . . . 460 Нотное приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478 К части первой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478 К части второй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513 К части третьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 569 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . 607
Стр.608