Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 497851)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

История орнамента (263,00 руб.)

0   0
Первый авторБуткевич Л. М.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц280
ID325143
АннотацияЦель учебного пособия — помочь в изучении чрезвычайно актуальных для современной художественной культуры вопросов теории, истории орнаментального искусства, которые в настоящее время совершенно не разработаны. В учебном пособии изложены основные теоретические положения, касающиеся природы, специфики, структуры орнамента в связи с его содержательной стороной. На примере наиболее выдающихся европейских и непосредственно связанных с ними восточных культур (от Древнего Египта до европейской культуры конца XIX в.) рассмотрены как закономерные фазы становления орнамента внутри каждой культуры, так и основные этапы его исторического развития.
Кем рекомендованоМинистерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство»
Кому рекомендованоАдресовано студентам художественных вузов, училищ, колледжей, учащимся художественных школ, художникам; практикам и всем, кто интересуется проблемами художественной культуры.
ISBN978-5-691-00891-7
УДК745/749(075.8)
ББК85.12я73
Буткевич, Л.М. История орнамента : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич .— М. : ВЛАДОС, 2010 .— 280 с. — (Изобразительное искусство) .— ISBN 978-5-691-00891-7

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Б93 История орнамента : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. <...> Орнамент Арабомусульманского мира, Византии и европейского Средневековья . <...> Орнамент — одна из важных дисциплин художественного образо вания на всех уровнях. <...> Как явление духовное, в аспекте мировой культуры, орна мент мало изучен. <...> Существующее положение в боль шой мере исправляет учебное посо бие «История орнамента», автором которого является специалист в дан ной области, кандидат искусствоведе ния Л.М.Буткевич. <...> В основном это литература либо описательного ха рактера, например комментарии к толстым, красочным фолиантам — сборникам иллюстраций по мировым орнаментальным стилям, либо рабо ты, посвященные чисто формально му анализу тех или иных орнаменталь ных композиций с использованием методов точных наук. <...> Необходимо большое число икон, книг, богослужебной утвари и тканей, и все это также тре бует от заказчиков и исполнителей знаний специфики и истории орна ментального искусства. <...> Но несомненно то, что природу орнамента действительно нельзя рассмат ривать вне вопроса о происхождении вещи, как ее естественного носителя. <...> Формы их сосудов про являют поистине феноменальную пластическую активность, а орнамен тика практически отсутствует. <...> В отношении предыстории орна мента, каковым является смысловой рисунок на вещи, огромный интерес представляют работы археологов, рас крывающих смысл древнейших орна ментальных изображений через ми фологию древнего мира, которая оказывается тем более идентичной для всех народов, чем более глубокие пла сты затрагиваются в исследовании. <...> Так называемую многими ис следователями прозаическую сцену охоты (илл. <...> 18) он убедительно раскрыл как изображение богазмее борца, помогающего умершей душе преодолеть небопреисподнюю, оли цетворенную в образе змей, изобра жаемых в виде зигзагообразных ли ний,— устойчивого мотива древнейшей <...>
История_орнаментаУчебное_пособие_для_студудентов_высших_педагогических_учебных_заведений.pdf
УДК 745/749(075.8) ББК 85.12я73 Б93 Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России») Буткевич Л.М. Б93 История орнамента : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л.М. Буткевич. — М. : Гу ма нитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 267 с., 8 с. ил. : ил. — (Изобразительное искусство). ISBN 9785691008917. Цель учебного пособия — помочь в изучении чрезвычайно актуальных для современной художественной культуры вопросов теории, истории орнаментального искусства, которые в настоящее время совершенно не разработаны. В учебном пособии изложены основные теоретические положения, касающиеся природы, специфики, структуры орнамента в связи с его содержательной стороной. На примере наиболее выдающихся европейских и непосредственно связанных с ними восточных культур (от Древнего Египта до европейской культуры конца XIX в.) рассмотрены как закономерные фазы становления орнамента внутри каждой культуры, так и основные этапы его исторического развития. Адресовано студентам художественных вузов, училищ, колледжей, учащимся художественных школ, художникампрактикам и всем, кто интересуется проблемами художественной культуры. УДК 745/749(075.8) ББК 85.12я73 © Буткевич Л.М., 2003 © ООО «Гу ма ни тар ный из да тель ский центр ВЛА ДОС», 2003 ISBN 9785691008917 © Оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003
Стр.2
Оглавление Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 От автора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Глава 1. Природа и специфика орнамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1. Орнамент и вещь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 2. Универсальные мотивы и композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 3. Возникновение художественного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 4. Момент распознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Глава 2. Орнамент древнего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 1. Древний Египет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 2. Месопотамия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 3. Эгейский мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 4. Древняя Греция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 5. Древний Рим. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Глава 3. Орнамент Арабомусульманского мира, Византии и европейского Средневековья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 1. Арабомусульманский мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 2. Византия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 3. Кельтский орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 4. Романский мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 5. Готика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 6. Древнерусский орнамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 Глава 4. Орнамент Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 1. Ренессанс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 2. Барокко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 3. Рококо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 4. Классицизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 5. Ампир. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 6. Модерн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 3
Стр.3