Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499687)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) (135,00 руб.)

0   0
Первый авторСавченков Ю. И.
АвторыСолдатова О. Г., Шилов С. Н.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц145
ID325138
АннотацияПособие по возрастной физиологии представляет собою дополнительный учебный материал по теме «Физиологические особенности детей разного возраста», необходимый для усвоения студентами, обучающимися в педагогических вузах и уже знакомых с общим курсом физиологии и анатомии человека. Содержание пособия соответствует программам по возрастной физиологии для педагогических вузов. В пособии существенно расширены разделы «Возрастные особенности высшей нервной деятельности и психических функций», «Возрастные особенности эндокринных функций», «Возрастные особенности терморегуляции и обмена веществ».
Кому рекомендованоИздание будет полезным не только будущим педагогам и детским психологам, но и будущим педиатрам, а также уже работающим молодым специалистам, желающим пополнить свои знания по физиологическим особенностям детского организма.
ISBN978-5-691-01896-1
УДК612-053.2(075.8)
ББК57.31я73
Савченков, Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) : учеб. пособие для студентов пед. вузов / О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов, Ю.И. Савченков .— М. : ВЛАДОС, 2013 .— 145 с. — (Учебник для вузов. Бакалавриат) .— ISBN 978-5-691-01896-1

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шилов ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ (физиологические особенности детей и подростков) БАКАЛАВРИАТ Ю.И. <...> Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С. Н. Шилов. <...> В пособии существенно расширены разделы «Возрастные особенности высшей нервной деятельности и психических функций», «Возрастные особенности эндокринных функций», «Возрастные особенности терморегуляции и обмена веществ». <...> . . . . . . . . . . 44 Области выслушивания тонов сердца у детей и их отличительные особенности. <...> . 45 Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного ребенка и причины их изменения с возрастом. <...> . . . . . . . . . . . . . . 58 Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны, взаимоотношения процессов глотания, сосания и дыхания. <...> . . . 63 Структурно-функциональные и регуляторные особенности поджелудочной железы и печени новорожденных и грудных детей. <...> . 69 Глава 8 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ . <...> . . . . . . . 98 Структурно-функциональная характеристика зрительного анализатора в онтогенезе . <...> . . . . . . . . . . . . 100 5 Оглавление Структурно-функциональная характеристика вестибулярного анализатора в онтогенезе. <...> . . . . . . . . . . . . . 102 Структурно-функциональные особенности вкусового и обонятельного анализаторов в онтогенезе. <...> Особенности ВНД новорожденного: последовательность появления различных условных рефлексов и их характеристика. <...> Организм ребенка — чрезвычайно сложная и в то же время очень ранимая социально-биологическая система. <...> Например, ушная раковина приобретает форму, присущую взрослому человеку, к 12 годам. <...> Развитие организма с момента рождения и до наступления зрелости происходит в постоянно меняющихся условиях внешней среды. <...> Например, для обеспечения приема пищи к моменту рождения из лицевых мышц первой созревает 10 Возрастная периодизация круговая мышца рта; из шейных – мышцы, отвечающие за поворот головы; из рецепторов <...>
Возрастная_физиология_(физиологические_особенности_детей_и_подростков)_(1).pdf
УДК 612-053.2(075.8) ББК 57.31я73 С 13 Рецензенты: Ковалевский В.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева, Манчук В.Т., д.м.н., член-корр. РАМН, профессор кафедры поликлинической педиатрии КрасГМУ, С13 директор НИИ медицинских проблем севера СО РАМН Савченков, Юрий Иванович 2013. — 143 с. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С. Н. Шилов.— М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, I. Солдатова, Ольга Глебовна. II. Шилов, Сергей Николаевич. ISBN 978-5-691-01896-1 Агентство CIP РГБ Пособие по возрастной физиологии представляет собою дополнительный учебный материал по теме «Физиологические особенности детей разного возраста», необходимый для усвоения студентами, обучающимися в педагогических вузах и уже знакомых с общим курсом физиологии и анатомии человека. Содержание пособия соответствует программам по возрастной физиологии для педагогических вузов. В пособии существенно расширены разделы «Возрастные особенности высшей нервной деятельности и психических функций», «Возрастные особенности эндокринных функций», «Возрастные особенности терморегуляции и обмена веществ». Издание будет полезным не только будущим педагогам и детским психологам, но и будущим педиатрам, а также уже работающим молодым специалистам, желающим пополнить свои знания по физиологическим особенностям детского организма. УДК 612-053.2(075.8) ББК 57.31я73 ISBN 978-5-691-01896-1 © Коллектив авторов, 2013 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Глава 1 ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Закономерности роста и развития детского организма. Возрастные периоды развития ребенка. . . . . . . . . . . . 9 Глава 2 ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Возрастные изменения структуры нейрона, нервного волокна и нервно-мышечного синапса. . . . . . . 15 Глава 3 ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Анатомо-физиологические особенности созревания спинного и головного мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Характеристика рефлексов плода, новорожденного и ребенка грудного возраста. Пищевые, защитные и тонические рефлексы новорожденного. . . . . . . . . . . 19 Значение желез внутренней секреции для роста организма, формирования скелета и пропорций тела . . . . 26 Особенности функционирования половых желез в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Развитие околощитовидных желез, эпифиза и вилочковой железы у детей различного возраста . . . 29 Особенности функционирования надпочечников у детей, последствия гипер- и гипофункции надпочечников. Возрастныке изменения инкреторной функции поджелудочной железы . . . . . 29 Глава 4 ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Изменение количества крови, гематокритного показателя, состава плазмы в онтогенезе. . . . . . . . . . . 30 Особенности физико-химических свойств крови и ее белкового состава у детей раннего возраста. . . . . . . . 30 Особенности клеточного состава крови и его изменения с возрастом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Особенности содержания гемоглобина плода и динамика его перехода в гемоглобин взрослого. . . . . . . 35 Становление системы свертывания крови в онтогенезе . . . 36 3
Стр.3
Оглавление Глава 5 ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . 37 Кровообращение плода, изменения в системе кровообращения после рождения. . . . . . . . . . . . . . . . 37 Особенности строения и свойств сердечно-сосудистой системы у детей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 Особенности гемодинамических показателей у детей. . . . 41 Артериальное давление и формулы его расчета у детей различного возраста. Скорость распространения пульсовой волны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Особенности ЭКГ плода и новорожденного ребенка, направление электрической и анатомической осей сердца и причины их изменения с возрастом. Типы ЭКГ в возрасте 1–7 лет и 12–18 лет. . . . . . . . . . . 44 Области выслушивания тонов сердца у детей и их отличительные особенности. Функциональные шумы . . 45 Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного ребенка и причины их изменения с возрастом. Развитие регуляции сердечной деятельности в онтогенезе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Глава 6 ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Характеристика органов дыхания плода и новорожденного, механизм первого вдоха. Показатели вентиляции легких. Особенности газообмена в легком и транспорта газов кровью у новорожденного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Типы дыхания у детей и их смена в процессе роста и развития организма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Вентиляция легких у детей грудного и более старшего возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Особенности регуляции дыхания у детей различного возраста, в период полового созревания, при мышечной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Глава 7 ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . 58 Соотношение типов питания и особенности системы пищеварения в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . . 58 Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны, взаимоотношения процессов глотания, сосания и дыхания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 4
Стр.4
Оглавление Особенности пищеварения в желудке у детей первого года жизни: особенности строения желудка, желудочный сок, регуляция его функций. . . . 63 Структурно-функциональные и регуляторные особенности поджелудочной железы и печени новорожденных и грудных детей. Роль желчи в пищеварении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Структурно-функциональные особенности толстой кишки детей первого года жизни . . . . . . . . . 68 Особенности двигательной активности желудочно-кишечного тракта, всасывания и нейрогуморальной регуляции пищеварения у детей . . 69 Глава 8 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ . . . . . . . . . . . . . . . 75 Особенности энергетического обмена . . . . . . . . . . . . 75 Особенности белкового обмена . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Особенности углеводного обмена . . . . . . . . . . . . . . 80 Особенности жирового и липидного обмена. . . . . . . . . 81 Особенности водно-солевого обмена. . . . . . . . . . . . . 82 Глава 9 ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 Глава 10 ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Возрастные особенности системы выделения. . . . . . . . 92 Особенности мочеобразования у грудных детей и их причины. Особенности объема диуреза, состава мочи и экстраренальной потери воды у детей. . . 95 Глава 11 ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ . . . . . . . . . . . . . . . 98 Общие закономерности развития сенсорных систем. Структурно-функциональные анализаторы . . . . . . . . 98 Структурно-функциональная характеристика зрительного анализатора в онтогенезе . . . . . . . . . . . 98 Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . 100 5
Стр.5
Оглавление Структурно-функциональная характеристика вестибулярного анализатора в онтогенезе. . . . . . . . . . 101 Становление различных видов чувствительности кожного анализатора в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . 102 Структурно-функциональные особенности вкусового и обонятельного анализаторов в онтогенезе. . . . . . . . . 102 Глава 12 ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . 104 Возрастные особенности ВНД. Особенности ВНД новорожденного: последовательность появления различных условных рефлексов и их характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Особенности ВНД детей от 1 года до периода полового созревания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Роль наследственности и условий внешней среды в формировании ВНД в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . 110 Развитие аналитико-синтетической деятельности в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Отличительные особенности ЭЭГ у детей и изменения с возрастом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка . . . . . . . . . . . 113 Особенности психических функций у дошкольников и детей младшего школьного возраста . . . . . . . . . . . 114 Особенности психических функций в подростковый период и у детей старшего школьного возраста . . . . . . 120 Нейрофизиологические механизмы и возрастные особенности внимания и памяти . . . . . . . . . . . . . . . 123 Развитие речи ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Становление коммуникативного поведения в онтогенезе . . 127 Закономерности онтогенеза умственной и мышечной деятельности. Работоспособность и утомление у детей разного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Нейроэндокринная регуляция функций в процессе деятельности. Закономерности созревания структур мозга в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Возрастные особенности психо-эмоциональной сферы . . . 140 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 6
Стр.6