Шилов ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ (физиологические особенности детей и подростков) БАКАЛАВРИАТ Ю.И. <...> Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С. Н. Шилов. <...> В пособии существенно расширены разделы «Возрастные особенности высшей нервной деятельности и психических функций», «Возрастные особенности эндокринных функций», «Возрастные особенности терморегуляции и обмена веществ». <...> . . . . . . . . . . 44 Области выслушивания тонов сердца у детей и их отличительные особенности. <...> . 45 Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного ребенка и причины их изменения с возрастом. <...> . . . . . . . . . . . . . . 58 Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны, взаимоотношения процессов глотания, сосания и дыхания. <...> . . . 63 Структурно-функциональные и регуляторные особенности поджелудочной железы и печени новорожденных и грудных детей. <...> . 69 Глава 8 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ . <...> . . . . . . . 98 Структурно-функциональная характеристика зрительного анализатора в онтогенезе . <...> . . . . . . . . . . . . 100 5 Оглавление Структурно-функциональная характеристика вестибулярного анализатора в онтогенезе. <...> . . . . . . . . . . . . . 102 Структурно-функциональные особенности вкусового и обонятельного анализаторов в онтогенезе. <...> Особенности ВНД новорожденного: последовательность появления различных условных рефлексов и их характеристика. <...> Организм ребенка — чрезвычайно сложная и в то же время очень ранимая социально-биологическая система. <...> Например, ушная раковина приобретает форму, присущую взрослому человеку, к 12 годам. <...> Развитие организма с момента рождения и до наступления зрелости происходит в постоянно меняющихся условиях внешней среды. <...> Например, для обеспечения приема пищи к моменту рождения из лицевых мышц первой созревает 10 Возрастная периодизация круговая мышца рта; из шейных – мышцы, отвечающие за поворот головы; из рецепторов <...>
Возрастная_физиология_(физиологические_особенности_детей_и_подростков)_(1).pdf
УДК 612-053.2(075.8)
ББК 57.31я73
С 13
Рецензенты:
Ковалевский В.А., д.м.н., профессор, заведующий
кафедрой психологии детства Красноярского
государственного педагогического университета
им. В.П.Астафьева,
Манчук В.Т., д.м.н., член-корр. РАМН, профессор
кафедры поликлинической педиатрии КрасГМУ,
С13
директор НИИ медицинских проблем севера СО РАМН
Савченков, Юрий Иванович
2013. — 143 с.
Возрастная физиология (физиологические особенности
детей и подростков) : учеб. пособие для студентов
пед. вузов / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова,
С. Н. Шилов.— М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,
I. Солдатова, Ольга Глебовна.
II. Шилов, Сергей Николаевич.
ISBN 978-5-691-01896-1
Агентство CIP РГБ
Пособие по возрастной физиологии представляет собою дополнительный
учебный материал по теме «Физиологические особенности
детей разного возраста», необходимый для усвоения студентами,
обучающимися в педагогических вузах и уже знакомых
с общим курсом физиологии и анатомии человека. Содержание
пособия соответствует программам по возрастной физиологии для
педагогических вузов.
В пособии существенно расширены разделы «Возрастные особенности
высшей нервной деятельности и психических функций»,
«Возрастные особенности эндокринных функций», «Возрастные
особенности терморегуляции и обмена веществ». Издание будет
полезным не только будущим педагогам и детским психологам, но
и будущим педиатрам, а также уже работающим молодым специалистам,
желающим пополнить свои знания по физиологическим
особенностям детского организма.
УДК 612-053.2(075.8)
ББК 57.31я73
ISBN 978-5-691-01896-1
© Коллектив авторов, 2013
© ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 1
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Закономерности роста и развития детского организма.
Возрастные периоды развития ребенка. . . . . . . . . . . . 9
Глава 2
ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Возрастные изменения структуры нейрона,
нервного волокна и нервно-мышечного синапса. . . . . . . 15
Глава 3
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Анатомо-физиологические особенности созревания
спинного и головного мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Характеристика рефлексов плода, новорожденного
и ребенка грудного возраста. Пищевые, защитные
и тонические рефлексы новорожденного. . . . . . . . . . . 19
Значение желез внутренней секреции для роста
организма, формирования скелета и пропорций тела . . . . 26
Особенности функционирования половых желез
в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Развитие околощитовидных желез, эпифиза
и вилочковой железы у детей различного возраста . . . 29
Особенности функционирования надпочечников
у детей, последствия гипер- и гипофункции
надпочечников. Возрастныке изменения
инкреторной функции поджелудочной железы . . . . . 29
Глава 4
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Изменение количества крови, гематокритного
показателя, состава плазмы в онтогенезе. . . . . . . . . . . 30
Особенности физико-химических свойств крови
и ее белкового состава у детей раннего возраста. . . . . . . . 30
Особенности клеточного состава крови и его изменения
с возрастом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Особенности содержания гемоглобина плода
и динамика его перехода в гемоглобин взрослого. . . . . . . 35
Становление системы свертывания крови в онтогенезе . . . 36
3
Стр.3
Оглавление
Глава 5
ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . 37
Кровообращение плода, изменения в системе
кровообращения после рождения. . . . . . . . . . . . . . . . 37
Особенности строения и свойств сердечно-сосудистой
системы у детей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Особенности гемодинамических показателей у детей. . . . 41
Артериальное давление и формулы его расчета у детей
различного возраста. Скорость распространения
пульсовой волны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Особенности ЭКГ плода и новорожденного ребенка,
направление электрической и анатомической
осей сердца и причины их изменения с возрастом.
Типы ЭКГ в возрасте 1–7 лет и 12–18 лет. . . . . . . . . . . 44
Области выслушивания тонов сердца у детей
и их отличительные особенности. Функциональные шумы . . 45
Особенности нервной регуляции деятельности сердца
новорожденного ребенка и причины их изменения
с возрастом. Развитие регуляции сердечной деятельности
в онтогенезе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Глава 6
ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Характеристика органов дыхания плода и новорожденного,
механизм первого вдоха. Показатели вентиляции легких.
Особенности газообмена в легком и транспорта газов
кровью у новорожденного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Типы дыхания у детей и их смена в процессе роста
и развития организма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Вентиляция легких у детей грудного и более старшего
возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Особенности регуляции дыхания у детей различного
возраста, в период полового созревания,
при мышечной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Глава 7
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Соотношение типов питания и особенности
системы пищеварения в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . . 58
Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны,
взаимоотношения процессов глотания,
сосания и дыхания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
4
Стр.4
Оглавление
Особенности пищеварения в желудке
у детей первого года жизни: особенности строения
желудка, желудочный сок, регуляция его функций. . . . 63
Структурно-функциональные и регуляторные
особенности поджелудочной железы и печени
новорожденных и грудных детей. Роль желчи
в пищеварении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Структурно-функциональные особенности
толстой кишки детей первого года жизни . . . . . . . . . 68
Особенности двигательной активности
желудочно-кишечного тракта, всасывания
и нейрогуморальной регуляции пищеварения у детей . . 69
Глава 8
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ . . . . . . . . . . . . . . . 75
Особенности энергетического обмена . . . . . . . . . . . . 75
Особенности белкового обмена . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Особенности углеводного обмена . . . . . . . . . . . . . . 80
Особенности жирового и липидного обмена. . . . . . . . . 81
Особенности водно-солевого обмена. . . . . . . . . . . . . 82
Глава 9
ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ
ГРУДНОГО ВОЗРАСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Глава 10
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Возрастные особенности системы выделения. . . . . . . . 92
Особенности мочеобразования у грудных детей
и их причины. Особенности объема диуреза,
состава мочи и экстраренальной потери воды у детей. . . 95
Глава 11
ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ . . . . . . . . . . . . . . . 98
Общие закономерности развития сенсорных систем.
Структурно-функциональные анализаторы . . . . . . . . 98
Структурно-функциональная характеристика
зрительного анализатора в онтогенезе . . . . . . . . . . . 98
Структурно-функциональная характеристика
слухового анализатора в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . 100
5
Стр.5
Оглавление
Структурно-функциональная характеристика
вестибулярного анализатора в онтогенезе. . . . . . . . . . 101
Становление различных видов чувствительности
кожного анализатора в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . 102
Структурно-функциональные особенности вкусового
и обонятельного анализаторов в онтогенезе. . . . . . . . . 102
Глава 12
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . 104
Возрастные особенности ВНД. Особенности ВНД
новорожденного: последовательность
появления различных условных рефлексов
и их характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Особенности ВНД детей от 1 года до периода полового
созревания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Роль наследственности и условий внешней среды
в формировании ВНД в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . 110
Развитие аналитико-синтетической деятельности
в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Отличительные особенности ЭЭГ у детей и изменения
с возрастом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Индивидуально-типологические особенности
высшей нервной деятельности ребенка . . . . . . . . . . . 113
Особенности психических функций у дошкольников
и детей младшего школьного возраста . . . . . . . . . . . 114
Особенности психических функций в подростковый
период и у детей старшего школьного возраста . . . . . . 120
Нейрофизиологические механизмы и возрастные
особенности внимания и памяти . . . . . . . . . . . . . . . 123
Развитие речи ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Становление коммуникативного поведения в онтогенезе . . 127
Закономерности онтогенеза умственной и мышечной
деятельности. Работоспособность и утомление
у детей разного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Нейроэндокринная регуляция функций в процессе
деятельности. Закономерности созревания структур
мозга в онтогенезе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Возрастные особенности психо-эмоциональной сферы . . . 140
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
6
Стр.6