Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483632)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи (321,00 руб.)

0   0
Первый авторЗикеев А. Г.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц425
ID325126
АннотацияВ данном пособии рассматриваются особенности речевого развития младших школьников с ограниченными возможностями, как правило, имеющими те или иные нарушения речи. В зависимости от состояния их речи представлены два типа обучения языку — формирующее и коррекционно-развивающее. Методически обоснованы и описаны три взаимосвязанных направления практического овладения речевым материалом на уроках развития речи: на уровне лексики, на уровне грамматического строя языка и на уровне связной речи (текста).
Кому рекомендованоПособие предназначено для учителей-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; оно будет полезно и для учителей интегрированных групп учащихся в начальных классах общеобразовательной школы.
ISBN978-5-691-01903-6
УДК376.1-056.264
ББК74.3
Зикеев, А.Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи : пособие для педагога-дефектолога / А.Г. Зикеев .— М. : ВЛАДОС, 2013 .— 425 с. — (Коррекционная педагогика) .— ISBN 978-5-691-01903-6

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Г. Зикеев ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Пособие для педагога-дефектолога Москва 2013 УДК 376.1-056.264 ББК 74.3 З-60 Рецензенты: Назарова Н.М. — доктор педагогических наук, профессор Пенин Г.Н. — доктор педагогических наук, профессор, Туджанова К.И. — кандидат педагогических наук, профессор Зикеев, Анатолий Георгиевич. <...> З-60 Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи : кн. для учителя-дефектолога / А. Г. Зикеев. <...> УДК 376.1-056.264 ББК 74.3 © Зикеев А.Г., 2013 © ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 ISBN 978-5-691-01903-6 © Художественное оформление ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 Методически обоснованы и описаны три взаимосвязанных направления практического овладения речевым материалом на уроках развития речи: на уровне лексики, на уровне грамматического строя языка и на уровне связной речи (текста). <...> Особенности словесной речи учащихся как при поступлении в специальные школы, так и к моменту окончания начального образования . <...> Лексическая работа как важнейшее средство осмысления значения слова и овладения мыслительной операцией обобщения . <...> Дети с задержкой психического развития (ЗПР), с церебральным параличом (ДЦП), с общими нарушениями речи (ОНР), глухие и слабослышащие поступают в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (I–VIII видов), где одним из важнейших направлений обучения уже на начальном этапе является формирование или коррекция их словесной речи. <...> Традиционно работа по развитию речи в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляется на уроках русского языка: на уроках развития речи, уроках чтения, уроках грамматики; в некоторых специальных школах — на уроках предметно-практического обучения (школы для глухих <...>
Формирование_и_коррекция_речевого_развития_учащихся_начальных_классов_специальных_(коррекционных)_образовательных_учреждений_на_уроках_развития_речи_пособие_для_педагога-дефектолога_(1).pdf
А.Г. Зикеев ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Пособие для педагога-дефектолога Москва 2013
Стр.1
УДК 376.1-056.264 ББК 74.3 З-60 Рецензенты: Назарова Н.М. — доктор педагогических наук, профессор Пенин Г.Н. — доктор педагогических наук, профессор, Туджанова К.И. — кандидат педагогических наук, профессор Зикеев, Анатолий Георгиевич. З-60 Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи : кн. для учителя-дефектолога / А. Г. Зикеев. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 423 с. – (Коррекционная педагогика). ISBN 978-5-691-01903-6 Агентство CIP РГБ. В данном пособии рассматриваются особенности речевого развития младших школьников с ограниченными возможностями, как правило, имеющими те или иные нарушения речи. В зависимости от состояния их речи представлены два типа обучения языку — формирующее и коррекционно-развивающее. Пособие предназначено для учителей-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; оно будет полезно и для учителей интегрированных групп учащихся в начальных классах общеобразовательной школы. УДК 376.1-056.264 ББК 74.3 © Зикеев А.Г., 2013 © ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 ISBN 978-5-691-01903-6 © Художественное оформление ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 Методически обоснованы и описаны три взаимосвязанных направления практического овладения речевым материалом на уроках развития речи: на уровне лексики, на уровне грамматического строя языка и на уровне связной речи (текста).
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .........................................................5 Раздел I. Особенности речи младших школьников с ограниченными возможностями и основные направления ее формирования и коррекции ................8 Глава 1. Особенности словесной речи учащихся как при поступлении в специальные школы, так и к моменту окончания начального образования ........8 Глава 2. Основные направления формирования лексико-синтаксической основы языка и коррекционно-развивающего обучения в начальных классах специальных школ .................................. 44 Раздел II. Лингвометодические особенности работы по формированию и совершенствованию лексического запаса младших школьников с отклонениями в развитии ............................................................. 71 Глава 3. Лексическая работа как важнейшее средство осмысления значения слова и овладения мыслительной операцией обобщения ..................... 71 Глава 4. Работа по формированию базисной лексики ............................................................. 81 § 4.1. Принципы отбора и группировки словаря на уроках развития речи .......................................... 81 §4.2. Методическая типология лексики как основа ее семантизации .....................................101 § 4.З. Общие требования к введению новой лексики в речь учащихся и ее закреплению ...........................143 Глава 5. Работа над лексикой на этапе коррекционно-развивающего обучения ................ 157 § 5.1. Особенности работы над лексикой в завершающем периоде начального образования .......157 § 5.2. Этапы работы над лексикой, построенной по словообразовательным моделям ...........................161 § 5.3. Работа над многозначными словами .................185 § 5.4. Работа над лексико-семантической вариативностью при обучении языку ........................202 3
Стр.3
Раздел III. Работа над грамматическим строем в аспекте развития речи ........................................ 232 Глава 6. Формирование навыков и умений в выражении смысловых отношений .................... 232 § 6.1. Особенности отражения смысловых отношений в синтаксических конструкциях ..............................232 § 6.2. Способы выражения пространственных отношений ............................................................244 § 6.3. Способы выражения временных отношений ......249 § 6.4. Способы выражения причинных отношений......259 § 6.5. Способы выражения целевых отношений ..........265 § 6.6. Способы выражения объектных отношений ......269 § 6.7. Способы выражения определительных отношений ............................................................278 Глава 7. Работа над структурой простых и сложных предложений в аспекте развития речи .................. 286 § 7.1. Структура простых предложений .....................286 §7.2. Структура сложных предложений ....................299 Глава 8. Работа по совершенствованию семантико-синтаксической вариативности ........... 312 Раздел IV. Развитие связной речи младших школьников с отклонениями в развитии .................. 316 Глава 9. Некоторые аспекты рассмотрения связной речи ..................................................... 316 Глава 10. Обучение диалогической речи ............... 323 Глава 11. Обучение монологической речи ............. 343 Глава 12. Формирование и уточнение средств выражения межфразовой связи ........................... 351 Глава 13. Работа по совершенствованию семантико-синтаксической вариативности текста .............................................................. 377 Глава 14. Особенности работы над содержательной стороной связной речи ....................................... 402 Заключение ......................................................... 419 Литература .......................................................... 421 Учебные пособия для учащихся .............................. 423 4
Стр.4