Структурно он включает четырнадцать глав, раскрывающих предмет и задачи дидактики, закономерности и принципы, цели, содержание, формы, методы и средства обучения. <...> Блок самостоятельных работ содержит до десяти заданий для самостоятельной работы. <...> Хотя первые попытки обобщения практики обучения были сделаны еще в Древнем мире, научные основы дидактики были заложены лишь в XVIIвеке. <...> 14 Демография Педагогика Химией Дидактика как педагогическая теория обучения Закономерности развития и функционирования психики изучаются … <...> Считается, что впервые термин «дидактика» был использован в 1613 году в работе «Краткий отчет из дидактики 16 Дидактика как педагогическая теория обучения или Искусство обучения Ратихия», изданной в Германии. <...> В становление и развитие дидактики значительный вклад внесли отечественные ученые-педагоги – К.Д. Ушинский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т.Огородников, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, А.А. Вербицкий и другие ученые. <...> 18 Дидактика как педагогическая теория обучения Теоретический блок Предмет и задачи дидактики. <...> Вместе с тем отдельные авторы дают более Данилов Михаил Александрович (1899–1973), д-р пед. наук, профессор, чл.-корр. <...> Краевский Володар Викторович (род. в 1926 г.), д-р пед. наук, профессор, академик РАО. <...> Специфическими понятиями дидактики являются такие понятия, как: обучение, процесс обучения, преподавание, учение, цели обучения, содержание обучения, методы, формы и средства обучения, условия обучения и др. <...> Основные дидактические концепции На данном этапе развития педагогики известно много дидактических концепций, в числе которых концепции программированного обучения (В.П. Беспалько и др.), личностно-ориентированного (В.С. Ильин, Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, В.В. Сериков и др.), развивающего (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), проблемного (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин и др.), модульного <...>
Теория_обучения_учебное_пособие_(1).pdf
УДК 371(075.8)
ББК 74.202.5
И15
Рецензенты:
А.М. Новиков — руководитель центра проблем непрерывного
образования Института теории и истории
педагогики РАО, академик РАО, доктор педагогических
наук, профессор;
В.И. Андреев — зав. кафедрой педагогики Казанского
государственного университета им. В.И. УльяноваЛенина,
академик РАО, доктор педагогических наук,
профессор
И15
Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М.
Теория обучения: учебное пособие / Под ред. Г.И. Ибрагимова.
[Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М.] – М. :
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383 с.
ISBN 978-5-691-01705-6
Учебное пособие представляет собой курс «Теории обучения»,
построенный в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности
«Педагогика».
В пособии раскрываются основные категории дидактики на
уровне современных представлений педагогической науки. Ведущая
идея учебного пособия – интеграция в изложении материала
требований новейших методологических подходов – модульного,
деятельностного, компетентностного, исторического, личностного,
многомерного.
Для студентов высших педагогических учебных заведений, преподавателей
вузов, учителей, а также аспирантов и соискателей
ученых степеней в области педагогических наук.
УДК 371(075.8)
ББК 74.202.5
© Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М.,
Андрианова Т.М., 2011
ISBN 978-5-691-01705-6
2
© ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2011
Стр.2
Оглавление
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 1. Дидактика как педагогическая теория обучения . . 13
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Предмет и задачи дидактики . . . . . . . . . . . . 19
Основные понятия дидактики. . . . . . . . . . . . 22
Основные дидактические концепции . . . . . . . . 25
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 35
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 36
Проблемы дидактики в зарубежной педагогике . . . 36
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 39
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Глава 2. Процесс обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Общая характеристика процесса обучения . . . . 46
Движущие силы процесса обучения . . . . . . . . 49
Функции процесса обучения . . . . . . . . . . . . . 52
Cтруктура процесса обучения и его логика . . . . 54
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 58
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 59
Психологические основы моделей обучения . . . . . 59
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 64
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 3. Закономерности и принципы обучения . . . . . . . 68
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Законы и закономерности обучения . . . . . . . . 73
Принципы как категория дидактики . . . . . . . 75
Характеристика принципов обучения . . . . . . . 78
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 91
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 92
Принципы личностно ориентированного обучения . 92
3
Стр.3
Оглавление
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 93
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Глава 4. Компетентностный подход как парадигма
современного образования . . . . . . . . . . . . . . . 96
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
О понятиях «компетенция»
и «компетентность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Виды и классификация компетенций . . . . . . . 105
Условия реализации компетентностного подхода . . 109
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 114
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 115
О ключевых компетенциях и компетентностном
подходе в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 118
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Глава 5. Цели обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Понятие целей обучения, их иерархия . . . . . . 124
Цели урока. Номенклатура целей обучения . . . 128
Соотношение целей преподавания
и целей учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
О номенклатуре целей урока . . . . . . . . . . . . 130
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 136
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 137
Теоретические основы разработки
педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 141
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Глава 6. Содержание образования.
Образовательные стандарты .
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Содержание образования и его структура . . . . . 149
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 144
4
Стр.4
Оглавление
Нормативные документы, характеризующие
содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . 152
Дифференциация и интеграция содержания
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Рефликсивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 164
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 166
Конструктивистский дискурс в теории содержания
образования в США. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 169
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Глава 7. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Понятия «метод обучения»
и «прием обучения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Классификации методов обучения . . . . . . . . . 179
Технология выбора методов обучения . . . . . . 183
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 188
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 189
Интерактивные методы обучения . . . . . . . . . . . 189
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 193
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Глава 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . 197
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Сущность, основные признаки и функции
формы организации обучения . . . . . . . . . . . . 202
Классификации форм организации обучения . . . 206
Характеристика ведущих форм организации
обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Формы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 217
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 218
Интегративные тенденции в развитии форм
организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 221
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
5
Стр.5
Оглавление
Глава 9. Урок как форма организации обучения . . . . . . . . 224
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Понятие урока как целостной системы,
требования к уроку . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Типы, виды уроков . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Подготовка и планирование урока и системы
уроков по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 243
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 244
Урок в опыте педагогов-новаторов . . . . . . . . . . . 244
Информационно-компьютерное сопровождение
современного урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 250
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Глава 10. Домашняя учебная работа . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Сущность понятия «домашняя работа»,
функции домашней работы . . . . . . . . . . . . . 257
Классификация домашних заданий . . . . . . . . 259
Методика организация домашней
учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Подготовка учащихся к выполнению
домашних заданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Реклексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 269
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 270
Домашняя работа как средство формирования
у школьников готовности к самообразованию . . 271
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 274
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Глава 11. Средства обучения .
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Понятие «средства обучения»,
их классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 277
6
Стр.6
Оглавление
Функции средств обучения . . . . . . . . . . . . . 285
Выбор средств обучения . . . . . . . . . . . . . . . 286
Требования к средствам обучения . . . . . . . . . 288
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 291
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 292
Электронные средства обучения . . . . . . . . . . . . 292
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 296
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
Глава 12. Педагогическая диагностика в обучении . . . . . . . 300
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Понятие «педагогическая диагностика»,
ее функции, содержание и требования,
предъявляемые к ней . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Виды, формы и методы диагностики . . . . . . . 309
Оценка результатов обучения . . . . . . . . . . . . 315
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 320
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 321
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 324
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Глава 13. Технологический подход к процессу обучения . . . 327
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Понятие педагогической технологии,
ее основные признаки . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Классификация педагогических технологии . . . 331
Выбор педагогической технологии . . . . . . . . . 340
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 345
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 346
Технологии развития мышления . . . . . . . . . . . . 346
Проблемно-диалоговое обучение . . . . . . . . . . . . 346
Проблемно-задачное обучение . . . . . . . . . . . . . . 347
Проблемно-модельное обучение . . . . . . . . . . . . . 348
Проблемно-алгоритмическое обучение . . . . . . . . . 348
Проблемно-контекстное обучение . . . . . . . . . . . 349
Проблемно-модульное обучение . . . . . . . . . . . . . 350
7
Стр.7
Оглавление
Проблемно-компьютерное обучение . . . . . . . . . . 350
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 351
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Глава 14. Инновационные процессы в образовании.
Авторские школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
Сущность понятия «инновационный процесс»
в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
Классификации инноваций . . . . . . . . . . . . . 362
Критерии оценки педагогических инноваций . . 364
Авторская школа: понятие и классификация . . 365
Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 374
Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 375
Инновационные подходы к обучению
одаренных детей за рубежом . . . . . . . . . . . . 375
Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 381
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
8
Стр.8