Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 477168)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Теория обучения (326,00 руб.)

0   0
Первый авторИбрагимов Г. И.
АвторыИбрагимова Е. М., Андрианова Т. М.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц385
ID325116
АннотацияУчебное пособие представляет собой курс «Теории обучения», построенный в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности «Педагогика». В пособии раскрываются основные категории дидактики на уровне современных представлений педагогической науки. Ведущая идея учебного пособия – интеграция в изложении материала требований новейших методологических подходов – модульного, деятельностного, компетентностного, исторического, личностного, многомерного.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям
Кому рекомендованоДля студентов высших педагогических учебных заведений, преподавателей вузов, учителей, а также аспирантов и соискателей ученых степеней в области педагогических наук.
ISBN978-5-691-01705-6
УДК371(075.8)
ББК74.202.5
Ибрагимов, Г.И. Теория обучения : учеб. пособие / Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова, Г.И. Ибрагимов .— М. : ВЛАДОС, 2011 .— 385 с. — (Учебное пособие для вузов) .— ISBN 978-5-691-01705-6

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Структурно он включает четырнадцать глав, раскрывающих предмет и задачи дидактики, закономерности и принципы, цели, содержание, формы, методы и средства обучения. <...> Блок самостоятельных работ содержит до десяти заданий для самостоятельной работы. <...> Хотя первые попытки обобщения практики обучения были сделаны еще в Древнем мире, научные основы дидактики были заложены лишь в XVIIвеке. <...> 14 Демография Педагогика Химией Дидактика как педагогическая теория обучения Закономерности развития и функционирования психики изучаются … <...> Считается, что впервые термин «дидактика» был использован в 1613 году в работе «Краткий отчет из дидактики 16 Дидактика как педагогическая теория обучения или Искусство обучения Ратихия», изданной в Германии. <...> В становление и развитие дидактики значительный вклад внесли отечественные ученые-педагоги – К.Д. Ушинский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т.Огородников, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, А.А. Вербицкий и другие ученые. <...> 18 Дидактика как педагогическая теория обучения Теоретический блок Предмет и задачи дидактики. <...> Вместе с тем отдельные авторы дают более Данилов Михаил Александрович (1899–1973), д-р пед. наук, профессор, чл.-корр. <...> Краевский Володар Викторович (род. в 1926 г.), д-р пед. наук, профессор, академик РАО. <...> Специфическими понятиями дидактики являются такие понятия, как: обучение, процесс обучения, преподавание, учение, цели обучения, содержание обучения, методы, формы и средства обучения, условия обучения и др. <...> Основные дидактические концепции На данном этапе развития педагогики известно много дидактических концепций, в числе которых концепции программированного обучения (В.П. Беспалько и др.), личностно-ориентированного (В.С. Ильин, Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, В.В. Сериков и др.), развивающего (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), проблемного (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин и др.), модульного <...>
Теория_обучения_учебное_пособие_(1).pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Теория_обучения_учебное_пособие_(1).pdf
УДК 371(075.8) ББК 74.202.5 И15 Рецензенты: А.М. Новиков — руководитель центра проблем непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; В.И. Андреев — зав. кафедрой педагогики Казанского государственного университета им. В.И. УльяноваЛенина, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор И15 Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие / Под ред. Г.И. Ибрагимова. [Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М.] – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383 с. ISBN 978-5-691-01705-6 Учебное пособие представляет собой курс «Теории обучения», построенный в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности «Педагогика». В пособии раскрываются основные категории дидактики на уровне современных представлений педагогической науки. Ведущая идея учебного пособия – интеграция в изложении материала требований новейших методологических подходов – модульного, деятельностного, компетентностного, исторического, личностного, многомерного. Для студентов высших педагогических учебных заведений, преподавателей вузов, учителей, а также аспирантов и соискателей ученых степеней в области педагогических наук. УДК 371(075.8) ББК 74.202.5 © Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М., 2011 ISBN 978-5-691-01705-6 2 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011
Стр.2
Оглавление От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава 1. Дидактика как педагогическая теория обучения . . 13 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Предмет и задачи дидактики . . . . . . . . . . . . 19 Основные понятия дидактики. . . . . . . . . . . . 22 Основные дидактические концепции . . . . . . . . 25 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 35 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 36 Проблемы дидактики в зарубежной педагогике . . . 36 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 39 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Глава 2. Процесс обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Общая характеристика процесса обучения . . . . 46 Движущие силы процесса обучения . . . . . . . . 49 Функции процесса обучения . . . . . . . . . . . . . 52 Cтруктура процесса обучения и его логика . . . . 54 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 58 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 59 Психологические основы моделей обучения . . . . . 59 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 64 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Глава 3. Закономерности и принципы обучения . . . . . . . 68 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Законы и закономерности обучения . . . . . . . . 73 Принципы как категория дидактики . . . . . . . 75 Характеристика принципов обучения . . . . . . . 78 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 91 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 92 Принципы личностно ориентированного обучения . 92 3
Стр.3
Оглавление Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 93 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Глава 4. Компетентностный подход как парадигма современного образования . . . . . . . . . . . . . . . 96 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 О понятиях «компетенция» и «компетентность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Виды и классификация компетенций . . . . . . . 105 Условия реализации компетентностного подхода . . 109 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 114 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 115 О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 118 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Глава 5. Цели обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Понятие целей обучения, их иерархия . . . . . . 124 Цели урока. Номенклатура целей обучения . . . 128 Соотношение целей преподавания и целей учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 О номенклатуре целей урока . . . . . . . . . . . . 130 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 136 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 137 Теоретические основы разработки педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 141 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Глава 6. Содержание образования. Образовательные стандарты . Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Содержание образования и его структура . . . . . 149 . . . . . . . . . . . . . . 144 4
Стр.4
Оглавление Нормативные документы, характеризующие содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . 152 Дифференциация и интеграция содержания образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Рефликсивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 164 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 166 Конструктивистский дискурс в теории содержания образования в США. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 169 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Глава 7. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Понятия «метод обучения» и «прием обучения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Классификации методов обучения . . . . . . . . . 179 Технология выбора методов обучения . . . . . . 183 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 188 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 189 Интерактивные методы обучения . . . . . . . . . . . 189 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 193 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 Глава 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . 197 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Сущность, основные признаки и функции формы организации обучения . . . . . . . . . . . . 202 Классификации форм организации обучения . . . 206 Характеристика ведущих форм организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 Формы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 217 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 218 Интегративные тенденции в развитии форм организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 221 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 5
Стр.5
Оглавление Глава 9. Урок как форма организации обучения . . . . . . . . 224 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 Понятие урока как целостной системы, требования к уроку . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 Типы, виды уроков . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 Структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 Подготовка и планирование урока и системы уроков по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 243 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 244 Урок в опыте педагогов-новаторов . . . . . . . . . . . 244 Информационно-компьютерное сопровождение современного урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 250 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 Глава 10. Домашняя учебная работа . . . . . . . . . . . . . . . . 254 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 Сущность понятия «домашняя работа», функции домашней работы . . . . . . . . . . . . . 257 Классификация домашних заданий . . . . . . . . 259 Методика организация домашней учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 Реклексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 269 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 270 Домашняя работа как средство формирования у школьников готовности к самообразованию . . 271 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 274 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 Глава 11. Средства обучения . Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 Понятие «средства обучения», их классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 6
Стр.6
Оглавление Функции средств обучения . . . . . . . . . . . . . 285 Выбор средств обучения . . . . . . . . . . . . . . . 286 Требования к средствам обучения . . . . . . . . . 288 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 291 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 292 Электронные средства обучения . . . . . . . . . . . . 292 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 296 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 Глава 12. Педагогическая диагностика в обучении . . . . . . . 300 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304 Понятие «педагогическая диагностика», ее функции, содержание и требования, предъявляемые к ней . . . . . . . . . . . . . . . . . 304 Виды, формы и методы диагностики . . . . . . . 309 Оценка результатов обучения . . . . . . . . . . . . 315 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 320 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 321 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 324 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 Глава 13. Технологический подход к процессу обучения . . . 327 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331 Понятие педагогической технологии, ее основные признаки . . . . . . . . . . . . . . . . 331 Классификация педагогических технологии . . . 331 Выбор педагогической технологии . . . . . . . . . 340 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 345 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 346 Технологии развития мышления . . . . . . . . . . . . 346 Проблемно-диалоговое обучение . . . . . . . . . . . . 346 Проблемно-задачное обучение . . . . . . . . . . . . . . 347 Проблемно-модельное обучение . . . . . . . . . . . . . 348 Проблемно-алгоритмическое обучение . . . . . . . . . 348 Проблемно-контекстное обучение . . . . . . . . . . . 349 Проблемно-модульное обучение . . . . . . . . . . . . . 350 7
Стр.7
Оглавление Проблемно-компьютерное обучение . . . . . . . . . . 350 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 351 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352 Глава 14. Инновационные процессы в образовании. Авторские школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 Блок актуализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 Исторический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 Теоретический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 Классификации инноваций . . . . . . . . . . . . . 362 Критерии оценки педагогических инноваций . . 364 Авторская школа: понятие и классификация . . 365 Блок применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372 Рефлексивный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373 Блок обобщения и систематизации . . . . . . . . . . 374 Блок расширения и углубления . . . . . . . . . . . . 375 Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом . . . . . . . . . . . . 375 Блок самостоятельных работ . . . . . . . . . . . . . . 381 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически