Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 476969)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Сурдопедагогика (162,00 руб.)

0   0
АвторыРечицкая Е. Г., Багрова И. Г., Богданова Т. Г., Большакова Е. А.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц656
ID325114
АннотацияВ учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентированного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха.
Кем рекомендованоМинистерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика»
Кому рекомендовано Издание адресовано студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нарушения слуха.
ISBN978-5-691-01320-1
УДК376.3(075.8)
ББК74.3я73
Сурдопедагогика : учебник для студентов вузов / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, ред.: Е.Г. Речицкая .— М. : ВЛАДОС, 2012 .— 656 с. — (Коррекционная педагогика) .— ISBN 978-5-691-01320-1

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВЛ А Д О С ГУМАНИТ ИЗДА ТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР АРНЫЙ Сурдопедагогика Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика» Москва 2012 УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 С90 А в т о р ы: И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, М.А. Зыкова, Ю.А. Костенкова, Е.П. Кузьмичева, В.В. Линьков, Е.Ю. Малеванов, Л.П. Носкова, Е.В. Пархалина, Л.А. Плуталова, Н.В. Покровский, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, Л.И. Руленкова, И.Л. Соловьева, К.И. Туджанова, Л.А. Черкасова, Е.З. Яхнина Р е ц е н з е н т ы: декан дефектологического факультета МПГУ, профессор Б.П. Пузанов, зав. кафедрой сурдопедагогики МГОПУ им. <...> Рощина С90 Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. <...> 43 Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога (Е.Г. Речицкая) . <...> 116 Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) . <...> 160 3 О г л а в л е н и е Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха (Л.И. Руленкова, Е.З. Яхнина) . <...> 164 Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) . <...> 213 Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова) . <...> 255 Коррекционноразвивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста (Л.А. Плуталова) . <...> 521 Сенсорная основа восприятия и воспроизведения устной речи при нарушенном слухе. <...> 538 Задачи и содержание работы по развитию произносительной стороны речи у глухих школьников. <...> 569 Педагогическая характеристика системы обучения слабослышащих учащихся языку. <...> Развитие слухового восприятия и обучение произношению <...>
Сурдопедагогика_учебник_для_студентов_вузов.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Сурдопедагогика_учебник_для_студентов_вузов.pdf
УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 С90 А в т о р ы: И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, М.А. Зыкова, Ю.А. Костенкова, Е.П. Кузьмичева, В.В. Линьков, Е.Ю. Малеванов, Л.П. Носкова, Е.В. Пархалина, Л.А. Плуталова, Н.В. Покровский, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, Л.И. Руленкова, И.Л. Соловьева, К.И. Туджанова, Л.А. Черкасова, Е.З. Яхнина Р е ц е н з е н т ы: декан дефектологического факультета МПГУ, профессор Б.П. Пузанов, зав. кафедрой сурдопедагогики МГОПУ им. М.А. Шолохова, доцент Е.А. Малхасьян, профессор кафедры педагогики МПГУ Н.Н. Рощина С90 Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речиц кой. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 9785691013201. Агентство CIP РГБ. В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентирован ного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специ ального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха. Издание адресовано студентам педагоги ческих вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедаго гика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нару шения слуха. УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 © Коллектив авторов, 2004 © Речицкая Е.Г., научное редактирование, 2004 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 © Серия «Коррекционная педагогика» и се рийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 ISBN 9785691013201 2 © Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
Стр.2
Оглавление От научного редактора ............................................................. 9 Раздел I. Общие основы сурдопедагогики ................................. 11 Глава 1. Сурдопедагогика как наука ............................... 12 Объект, субъект, предмет сурдопедагогики (В.В. Линьков) ......................................................... 12 Цели и задачи сурдопедагогики (В.В. Линьков) ............ 26 Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний (Е.Ю. Малеванов) ......................................... 40 Методы исследования в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая) ........................................................ 43 Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога (Е.Г. Речицкая) ................................... 48 Глава 2. История развития сурдопедагогики (Н.В. Покровский) ............................................ 64 Основные этапы развития зарубежной сурдопедагогики ...................................................... 64 Развитие российской сурдопедагогики ........................ 72 Глава 3. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями слуха ........................................ 83 Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова) .... 83 Классификация детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина) ..................................... 98 Диагностика нарушений слуха (И.В. Речицкий)......... 105 Глава 4. Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха ...................................... 116 Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая) .......... 116 Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................... 133 Личностнодеятельностный подход в современной сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая).............................. 135 Проблема интеграции в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 148 Билингвистическая система обучения глухих (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 160 3
Стр.3
О г л а в л е н и е Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха (Л.И. Руленкова, Е.З. Яхнина) .... 164 Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ............................................. 175 Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха (Л.А. Плуталова) ................... 186 Раздел II. Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха .................................... 199 Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха............ 200 Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................... 200 Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания (Е.А. Большакова) .................................................. 208 Содержание, формы и методы воспитания (Е.А. Большакова) .................................................. 213 Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова) ............................. 228 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха (Е.В. Пархалина) .......................................... 244 Глава 2. Современная система образования лиц с нарушениями слуха ..................................... 255 Непрерывная система образования — важное условие социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в современном обществе (Е.Г. Речицкая) ................... 255 Коррекционноразвивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста (Л.А. Плуталова) .................................................. 259 Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................... 268 Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха (Л.А. Черкасова) ........ 275 Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 290 Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ............................................. 296 4
Стр.4
О г л а в л е н и е Раздел III. Дидактика школы глухих ..................................... 307 Глава 1. Общая характеристика процесса обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) .................... 308 Предмет и задачи дидактики.................................... 308 Процесс обучения в школе глухих ............................ 309 Функции процесса обучения .................................... 313 Сущность процесса обучения.................................... 316 Особенности овладения знаниями глухими учащимися ............................................................ 322 Глава 2. Формирование учебной деятельности глухих школьников (Е.Г. Речицкая) ............................ 329 Структура учебной деятельности .............................. 329 Личностноролевой подход к формированию учебной деятельности ......................................................... 331 Особенности формирования мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха .............................................. 335 Глава 3. Содержание образования в школе глухих (К.И. Туджанова) ........................................... 345 Роль образования в развитии личности глухого школьника................................................. 345 Учебный план специальной школы для глухих детей..................................................................... 348 Содержание основных компонентов учебного плана .... 356 Учебные программы школы глухих .......................... 370 Учебники для школы глухих ................................... 373 Глава 4. Принципы и методы обучения в школе глухих ... 378 Общие принципы обучения (К.И. Туджанова) ........... 378 Специфические принципы обучения (К.И. Туджанова) .................................................. 388 Общая характеристика методов обучения (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 400 Особенности использования некоторых методов в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 406 Специфика использования методов обучения на разных уроках в школах для глухих и слабослышащих детей (Е.Г. Речицкая) ................... 414 5
Стр.5
О г л а в л е н и е Глава 5. Организация обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) ........................................... 427 Формы организации обучения .................................. 427 Урок — основная форма организации обучения .......... 432 Условия организации урока ..................................... 433 Структура урока ..................................................... 435 Типы уроков .......................................................... 458 Анализ урока ......................................................... 460 Формы организации обучения в старших классах ....... 463 Глава 6. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей .................................................. 469 Совершенствование обучения глухих детей в процессе предметнопрактической деятельности (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 469 Развитие самостоятельности глухих учащихся в процессе обучения (Е.Г. Речицкая) ......................... 471 Использование проблемных ситуаций (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 477 Моделирование как средство обучения (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 479 Дифференциация и индивидуализация обучения (Е.Г. Речицкая) ...................................................... 481 Использование технических средств в обучении глухих школьников (Е.Г. Речицкая)......................... 483 Использование компьютеров в обучении школьников с нарушениями слуха (И.В. Речицкий)...................... 486 Проверка и оценка результатов обучения (М.А. Зыкова) ........................................................ 493 Глава 7. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку (Л.П. Носкова) .............................................. 501 Научнотеоретическое обоснование системы обучения языку ...................................................... 501 Принципы системы обучения ................................... 507 Характеристика структурной организации системы обучения языку ...................................................... 512 6
Стр.6
О г л а в л е н и е Глава 8. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников (Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина)........................ 521 Значение специальной работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей ........... 521 Сенсорная основа восприятия и воспроизведения устной речи при нарушенном слухе........................... 522 Организация работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида........................ 528 Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников .............. 538 Задачи и содержание работы по развитию произносительной стороны речи у глухих школьников........................................................... 543 Раздел IV. Дидактика школы слабослышащих ....................... 553 Глава 1. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей (К.И. Туджанова) .......................................... 554 Проблемы дифференцированного обучения................ 554 Процесс обучения слабослышащих ........................... 560 Дидактические принципы обучения слабослышащих детей..................................................................... 563 Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей..................................................................... 569 Педагогическая характеристика системы обучения слабослышащих учащихся языку............................. 578 Глава 2. Развитие слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих школьников..... 583 Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми (И.Г. Багрова)........................................................ 583 Организация работы (И.Г. Багрова) .......................... 585 Оснащенность техническими средствами и дидактическим материалом (И.Г. Багрова) ............. 589 7
Стр.7
О г л а в л е н и е Содержание работы по развитию восприятия речи на слух (И.Г. Багрова) ............................................ 590 Обучение произношению (Е.З. Яхнина) .................... 594 Раздел V. Особенности развития и обучения лиц с комплексными нарушениями ............................... 601 Глава 1. Модель дифференцированного обучения детей с комплексными нарушениями развития (Е.Г. Речицкая, И.Л. Соловьева) ....................... 602 Глава 2. Характеристика детей с нарушениями слуха и задержкой психического развития (Ю.А. Костенкова)......................................... 611 Глава 3. Особенности обучения и воспитания глухих детей с нарушениями интеллекта (И.Л. Соловьева) ............................................. 620 Раздел VI. Психологопедагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха ..................................... 629 Глава 1. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей (К.И. Туджанова, Е.Г. Речицкая) ...................... 630 Система профессиональнотрудовой подготовки ......... 630 Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха .............................................. 636 Пути совершенствования профессиональнотрудовой подготовки учащихся с недостатками слуха ............... 638 Глава 2. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха (Е.Ю. Малеванов)........... 644 Литература ........................................................................ 652 8
Стр.8