Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 477128)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Настольная книга преподавателя истории (323,00 руб.)

0   0
Первый авторСтепанищев А. Т.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц377
ID325087
АннотацияКнига известного русского историка А.Т. Степанищева является уникальным методологическим пособием и станет незаменимой как для преподавателей истории, так и для студентов. Она поможет в написании рефератов и курсовых работ, а также в создании учебников истории, монографий и диссертаций. В своей работе автор объемно представляет принципы исторического исследования, подробно рассматривает методы исследования и преподавания. Этот труд содержит концептуальные составляющие обучения истории, теоретические и методические основы, рекомендации по основным формам и способам самостоятельной работы. Приведено множество вариантов составления таблиц, которые дают возможность, при изучении исторических источников, существенно облегчить обработку информации.
Кому рекомендованоЯркое и доступное изложение делает эту книгу интересной для всех любителей истории.
ISBN978-5-691-01749-0
УДК930.2
ББК63.3(2):74.58
Степанищев, А.Т. Настольная книга преподавателя истории : учеб.-метод. пособие / А.Т. Степанищев .— М. : ВЛАДОС, 2012 .— 377 с. — ISBN 978-5-691-01749-0

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Степанищев НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ Учебно-методическое пособие Москва 2012 УДК 930.2 ББК 63.3(2)/74.58 С794 Рецензенты: доктор философских наук, профессор П. В. Петрий; доктор исторических наук, профессор Д. Н. Филипповых С794 Настольная книга преподавателя истории. <...> Методологическое искусство историка, казалось бы, достаточно хорошо знакомо специалистам всех уровней и рангов. <...> Одни историки начали отрицать принцип научности в исторических исследованиях, другие дружно отринулись от принципа партийности, третьи легко переметнулись от принципа детерминизма к индетерминизму и т. д., в общем «всё смешалось в доме Обломовых». <...> Блока3 «Апология истории, или Ремесло историка» остаётся эпиграфом ко многим сочинениям по теории, методологии и философии исторической науки. <...> Но имеют ли они, особенно начинающие историки, возможность ознакомиться с доступными для их восприятия и понимания свежими методологическими источниками? <...> Особое место в вопросах исторических исследований «школы Анналов» (от лат. annals (libri) — годовые сводки — вид хроники, отличающийся более сжатой формой изложения событий) заняла «история чувств и образа мышления эпохи». <...> Что же предполагает искусство историка в деле покорения методологических вершин? <...> 12 Введение то есть последствия и взаимосвязь того, что происходило в жизни, — а это есть уже глубинное познание истории, то есть философия истории. <...> Её цель (попробуем изложить назначение в метафорической форме) — помочь в первую очередь молодым историкам, ещё не освоившим мастерское искусство плавать в бурном потоке исторических исследований и преподавания, ещё не познавшим радость варить прочную сталь исторической правды из разнородной факто-событийной руды и шихты, с естественным волнением войти в неспокойную по нынешним временам методологическую реку и постепенно, осматриваясь по сторонам и ощупывая дно реки под названием «источники», упорно идти (плыть) в направлении <...>
Настольная_книга_преподавателя_истории._Учебно-методическое_пособие_(1).pdf
УДК 930.2 ББК 63.3(2)/74.58 С794 Рецензенты: доктор философских наук, профессор П. В. Петрий; доктор исторических наук, профессор Д. Н. Филипповых С794 Настольная книга преподавателя истории. Учебнометодическое пособие / А.Т. Степанищев. – М.: ГумаСтепанищев А. Т. нитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 375 с. ISBN 978-5-691-01749-0. Книга известного русского историка А.Т. Степанищева является уникальным методологическим пособием и станет незаменимой как для преподавателей истории, так и для студентов. Она поможет в написании рефератов и курсовых работ, а также в создании учебников истории, монографий и диссертаций. В своей работе автор объемно представляет принципы исторического исследования, подробно рассматривает методы исследования и преподавания. Этот труд содержит концептуальные составляющие обучения истории, теоретические и методические основы, рекомендации по основным формам и способам самостоятельной работы. Приведено множество вариантов составления таблиц, которые дают возможность, при изучении исторических источников, существенно облегчить обработку информации. Яркое и доступное изложение делает эту книгу интересной для всех любителей истории. ББК 63.3(2)/74.58 ISBN 978-5-691-01749-0 © Степанищев А.Т., 2012 © ООО «Гуманитарный издательсткий центр ВЛАДОС», 2012 Учебное издание Степанищев Александ Тимофеевич НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ Учебно-методическое пособие Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Сертификат соответствия № РОСС RU.AE51.Н 15816 от 17.10.2011. Подписано в печать 14.03.2012. Формат 60×90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 23,5. Ти раж 500 экз. Заказ № Гу ма ни тар ный из да тель ский центр ВЛА ДОС. 119571, Мо с к ва, а/я 19, Тел. (495) 926-31-02; (495) 926-31-05. E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru УДК 930.2
Стр.2
Оглавление 3 Вместо предисловия Предварительные разъяснения и замечания . . . . . . . 5 Введение Приглашение к методологическому разговору . . . . . . 7 РАЗДЕЛ I НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . 13 Глава 1. Что есть история? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Глава 2. Историки — носители и защитники исторических знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Глава 3. Пространственные и временные измерения истории . . . 32 Глава 4. Общечеловеческое и национальное в историческом процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 РАЗДЕЛ II ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Глава 1. Научность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Глава 2. Историзм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Глава 3. Объективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Глава 4. Партийность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Глава 5. Детерминизм и индетерминизм . . . . . . . . . . . . . . . 174 РАЗДЕЛ III ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ . . 180 Глава 1. Терминологический аппарат . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Глава 2. Факты и события . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 Глава 3. Личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 Глава 4. Ментальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Стр.3
4 РАЗДЕЛ IV МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 1. Актуализации метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 2. Анкетирования (анкетный) метод . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 3. Биографического анализа методы . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 4. Гипотетико-дедуктивный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 5. Дедукции метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 6. Дескриптивный (описательно-повествовательный) метод . . . 292 7. Диахронический (диахронный) метод . . . . . . . . . . . . . . . 293 8. Динамический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 9. Идиографический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 10. Индукции метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 11. Исключения метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 12. Историко-генетический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 13. Историко-типологический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305 14. Исторический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 15. Компаративный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 16. Контент-анализа метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 17. Логический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 18. Математизации методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 19. Обобщения независимых характеристик метод . . . . . . . . . 317 20. Параллельных рядов метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 21. Проблемно-хронологический метод . . . . . . . . . . . . . . . . 322 22. Проблемный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 23. Рейтинга метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 24. Ретроспективный (возвратный) метод . . . . . . . . . . . . . . . 334 25. Синхронический (синхронный) метод . . . . . . . . . . . . . . . 336 26. Социометрический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 27. Сравнительно-исторический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 28. Статистический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 29. Статический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 30. Структурно-системный (системного анализа) метод . . . . . . 348 31. Терминологического анализа методы . . . . . . . . . . . . . . . 350 32. Тестирования метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 33. Факто-событийного анализа метод . . . . . . . . . . . . . . . . . 356 34. Хронологического анализа метод . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 35. Хронологически-проблемный метод . . . . . . . . . . . . . . . . 364 36. Цивилизационный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .375 Оглавление
Стр.4