Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
Научно-практический журнал
№ 4 (14)
Декабрь 2015
Челябинск
2015
Стр.1
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
№ 4(14)
Декабрь 2015
Научно-практический журнал. Издается с 2011 года
Выходит четыре раза в год. ISSN 2227-2577
Индекс в каталогах Роспечати 04157
Главный редактор
Н.В. Растворова – проректор по научной работе и международному
сотрудничеству Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент,
член Союза композиторов России (РФ, г. Челябинск).
Заместители главного редактора
В.Л. Бабюк – заведующая кафедрой фортепиано Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск).
Я.Т. Жакупова – заведующая отделом организации научной работы
и международного сотрудничества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского,
кандидат психологических наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
М.В. Рахимова – заведующая кафедрой социально-гуманитарных
и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат философских
наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
Ответственный редактор – С.В. Самойлова
Переводчик, редактор английского текста – Н.А. Сафронова
Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского».
Адрес издателя: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru
Cайт: www.uyrgii.ru
Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества»,
ООО «Сион» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 50-Б.
Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-59809 от 7 ноября
2014 г.
Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France
Верстка М.А. Сидоров
Дизайн обложки Т.Г. Гумарова
Подписано в печать 22.12.2015
Дата выхода в свет 30.12.2015
Формат 60×84/8
Заказ № 177
Тираж 100 экз. Уч.-изд. л. 6,7. Усл. печ. л. 11
Цена свободная
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Южно-Уральского государственного института искусств имени
П.И. Чайковского
Ответственность за содержание статей, а также за
аутентичность использованных цитат, имен, названий несут
авторы публикуемых материалов.
© Редакция журнала «Искусствознание: теория, история, практика»
А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета,
Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск).
Е.Р.
Сизова – ректор Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
доктор педагогических наук, профессор, действительный
член (академик) Российской Академии Естествознания
– секция «Педагогические науки» (РФ,
г. Челябинск).
С.О. Ткаченко – заместитель председателя редакционного
совета, директор Челябинского областного
музея искусств (РФ, г. Челябинск).
О.И. Ардимасов – профессор Московского государственного
академического художественного института
им. В.И. Сурикова, народный художник РФ,
заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва).
Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой общего фортепиано
Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Новосибирск).
Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной
секции Международного общества музыкального
образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом
образовании Московского
педагогического государственного университета
(Федеративная республика Германия, г. Ганновер).
Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry
sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition
musicale russe» во Франции (Французская Республика,
г. Париж).
Габриэль Гульен – профессор консерватории
им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов
(Австрийская республика, г. Айзенштадт).
Ч.Г. Гусейнов – писатель, доктор филологических
наук, профессор кафедры истории русской литературы
XX–XXI века филологического факультета
Московского государственного Университета
им. М.В. Ломоносова (РФ, г. Москва).
Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного
театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай).
Г.А.
Майоров – балетмейстер, заслуженный деятель
искусства России, заслуженный деятель искусства
Бурятии, лауреат государственной премии СССР
(РФ, г. Москва).
Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской
государственной академии театрального
искусства, профессор, заслуженный работник
культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург).
А.А. Покровский – проректор Красноярского государственного
художественного института, профессор,
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск).
А.М. Рубцов – заместитель генерального директора
по научно-просветительской работе Государственного
центрального театрального музея имени
А.А. Бахрушина, заслуженный артист России (РФ,
г. Москва).
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории
и теории музыки Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Стр.2
искусств РФ, член Союза композиторов России,
член Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург).
В.И. Щанкин – заведующий кафедрой балетмейстерского
творчества Кемеровского государственного
Н.В. Растворова – главный редактор, проректор по научной
работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского
государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения,
доцент, член Союза композиторов России (РФ, г. Челябинск).
В.Л.
Бабюк – заместитель главного редактора, заведующая
кафедрой фортепиано Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск).
М.В. Рахимова – заместитель главного редактора, заведующая
кафедрой социально-гуманитарных и психолого-педагогических
дисциплин Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат философских наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
И.В.
Арановская – заведующая кафедрой теории,
истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского
государственного социально-педагогического
университета, доктор педагогических наук, профессор
(РФ, г. Волгоград).
Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского
государственного академического
института живописи, скульптуры и архитектуры
им. И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент Российской академии художеств
(РФ, г. Санкт-Петербург).
Н.И. Дегтяникова – преподаватель факультета изобразительного
искусства Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
искусствоведения (РФ, г. Челябинск).
О.А. Жукова – профессор факультета гуманитарных
наук Национального исследовательского университета
Высшей школы экономики, доктор философских наук
(РФ, г. Москва).
С.С. Загребин – научный сотрудник кафедры философии
Челябинского государственного педагогического
университета, доктор исторических наук, профессор,
член секции театральных критиков Челябинской организации
Союза театральных деятелей России (РФ,
г. Челябинск).
М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна и аккордеона
Российской академии музыки им. Гнесиных,
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель
искусств РФ (РФ, г. Москва).
Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных
наук Академии переподготовки работников искусства,
университета культуры и искусств, профессор, заслуженный
работник культуры России, член-корреспондент
Петровской академии наук искусств (РФ,
г. Кемерово).
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
культуры и туризма, доктор философских наук, профессор
(РФ, г. Москва).
Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального
искусства Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Москва).
А.А. Мордасов – заведующий кафедрой режиссуры театрализованных
представлений и праздников Челябинской
государственной академии культуры и искусств,
доцент, заслуженный работник культуры РФ, член Союза
театральных деятелей РФ (РФ, г. Челябинск).
И.Э. Рахимбаева – директор института искусств Саратовского
государственного университета, доктор педагогических
наук, профессор (РФ, г. Саратов).
Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры оркестрового дирижирования
Челябинской государственной академии
культуры и искусств, доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ
(РФ, г. Челябинск).
Г.Г. Тенюкова – декан факультета художественного и
музыкального образования Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары).
А.М.
Цукер – заведующий кафедрой истории музыки
Ростовской государственной консерватории (академии)
им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения,
профессор, заслуженный деятель искусств РФ (РФ,
г. Ростов-на-Дону).
Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального
фортепиано Уфимской государственной академии
искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения,
профессор (РФ, г. Уфа).
О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки
Уральской государственной консерватории (академии)
им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной
работе Дальневосточной государственной академии
искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ,
г. Владивосток).
Е.Ф. Ященко – профессор кафедры социальной психологии
Санкт-Петербургского гуманитарного университета
профсоюзов, доктор психологических наук, доцент,
действительный член Международной академии психологических
наук (МАПН), член-корреспондент РАЕ
(РФ, Санкт-Петербург).
Стр.3
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА
Н.И. Дегтяникова
СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
И СМЫСЛОВЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КОМПОЗИЦИОННОХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ФОРМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА......................................................................................................8
У.В. Журавлева
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИНЕСТЕЗИИ
В ИСКУССТВЕ....................................................................................................................................................15
РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
В.О. Петров
ДИАЛОГ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ДРАМАХ МАУРИСИО КАГЕЛЯ............................................21
Л.А. Секретова
«ВИДЕНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО» С. СЛОНИМСКОГО
КАК ОБЪЕКТ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ РЕФЛЕКСИИ............................................................28
Н.В. Коноплянская
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА
«БАРКАРОЛЫ» П.И. ЧАЙКОВСКОГО...................................................................................................41
РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
В.К. Васильева
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ
ФОРТЕПИАННЫХ ПРЕЛЮДИЙ К. ДЕБЮССИ..............................................................................46
А.В. Просветов
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ НА БАЛАЛАЙКЕ
НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ.....................................................................................................................51
Е.Е. Женалина
ТЕХНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА ДОМРЕ: ДИНАМИКА И ШТРИХИ.............................................54
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Е. Неровная
ВОСПИТАНИЕ ДИРИЖЕРОВ-СИМФОНИСТОВ
В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ КОНСЕРВАТОРИИ:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В РУСЛЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА................................64
4
Стр.4
Содержание
Н.В. Степанова
ЖАНР ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ
В ТВОРЧЕСТВЕ ВАДИМА БИБЕРГАНА..............................................................................................70
П.Г. Сергиенко
АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОСТЬ»...................................................................................................................74
РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
М.А. Пронин
ФЕНОМЕН БЛОКИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ
В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ: ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД................................................79
Г.Г. Коломиец
НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ
ТРАНСКУЛЬТУРНОГО ЖИЗНЕННОГО МИРА....................................................................................85
5
Стр.5
Содержание
CONTENTS
SECTION 1. ISSUES OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART
N.I. Degtyanikova
MEANS OF ORGANIZATION AND PRESERVATION OF FUNCTIONAL
AND SEMANTIC CORRELATIONS OF COMPOSITION-ARTISTIC
FORMS IN WORKS OF ART..........................................................................................................................8
U.V. Zhuravleva
ON THE STUDYING OF SYNESTHESIA PROBLEM IN ART....................................................15
SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE AND HISTORY OF ART
V.O. Petrov
DIALOGUE IN THE MUSICAL DRAMAS BY MAURICIO KAGEL.........................................21
L.A. Sekretova
«VISION OF IOANN THE TERRIBLE» BY S. SLONIMSKIY
AS OBJECT OF POSTMODERN REFLEXION......................................................................................28
N.V. Konoplyanskaya
EXPERIENCE OF ART ANALYSIS
OF «BARCAROLE» BY P.I. TCHAIKOVSKY.........................................................................................41
SECTION 3. PERFORMING ARTS PROBLEMS
V.K. Vasileva
SOME ASPECTS OF PERFORMING PIANO PRELUDE BY C. DEBUSSY..........................46
A.V. Prosvetov
ON THE PERFORMING THE BALALAIKA ON THE BORDER
OF XX–XXI CENTURY....................................................................................................................................51
E.E. Zhenalina
TECHNICAL EMBODIMENT OF MUSICAL MEANS
OF EXPRESSIVENESS ON DOMRA: DYNAMICS AND STROKES..........................................54
SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
T.E. Nerovnaya
EDUCATION OF CONDUCTORS-SYMPHONISTS IN PIANO CLASS
OF CONSERVATOIRE: STATEMENT OF PROBLEM
IN CHANNEL OF PRACTICAL EXPERIENCE.....................................................................................64
N.V. Stepanova
GENRE OF PIANO ENSEMBLE IN WORK BY VADIM BIBERGAN......................................70
6
Стр.6
Содержание
P.G. Sergienko
ANALYSE OF SCIENTIFIC APPROACHES
TO THE CONCEPT DEFINITION OF CREATIVENESS.................................................................74
SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
M.A. Pronin
PHENOMENON OF BLOCKING OF REFLEXION
IN SOCIAL PROCESSES: VIRTUAL APPROACH..............................................................................79
G.G. Kolomiets
FROM NATIONAL TO TRANSNATIONAL ART
IN A GLOBALIZING WORLD.......................................................................................................................85
7
Стр.7