ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ • WWW.MIL.RU ЖУРНАЛ ЖУРНАЛ Восстание в Бадабере. <...> Четверть века спустя Эвакуация вертолётов с мест вынужденной посадки в Афганистане Материальная ответственность побеждённого агрессора Генерал от инфантерии В.Е. Флуг Офицерский курс при Учебном отделении восточных языков МИДа Российской империи Польско-литовские татары на службе в русской армии WWW.MIL.RU апрель № 2 4010 2010 ISSN−0321−0626 Третий тост Художник М.С. <...> Сватула 26 апреля 1985 года советские военнопленные в лагере Бадабер (35 км от Пешавара. <...> С ГАТЧИНА Парад гатчинских войск Берёзовый домик и портал Маска Вид на дворец Павел I ПАВЛА I ПАВЛА I Памятники Павлу I были установлены в Павловске в 1872 году и Гатчине в 1851-м. <...> Публикацию подготовила Н.М. ВЕРЕТЕННИКОВА Памятник Павлу I в Гатчине Дворец со стороны Серебряного луга Павильон Орла Ингербургские ворота и Красные казармы Тарелка с видом дворца Павильон Венеры Читайте в номере • Памятные даты «Погиб во славу русского оружия К 170-летию подвига рядового 77-го пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова, совершённого 3 апреля (22 марта ст. ст.) <...> 1840 года рядовой Архип Осипович Осипов, входил С Михайловского в состав берегу Чёрного моря (всего около 480 человек). <...> Император Николай I для увековечения памяти о доблестном подвиге Архипа Осипова, который не навсегда имел списках 1-й роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым и на всех перекличках при спросе этого рядовому отвечать „Погиб во славу русского Михайловском“». <...> В 1876 году в посёлке АрхипоОсиповка героя) Михайловского воздвигнут на (названном месте Архипа Осипова. <...> ЛАШКОВ —Организация Петроградского района противовоздушной обороны в 1914—1918 гг. <...> П.Ф. ГЛАДКИХ — Медицинская служба Красной армии в ходе проведения Восточно-Прусской стратегической наступательной операции P.F. <...> С.В. КРЫЛОВ, А.А. БАРАШКОВ — Эвакуация вертолётов с мест вынужденной посадки в Афганистане <...>
Военно-исторический_журнал_№4_2010.pdf
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ • WWW.MIL.RU
ЖУРНАЛ
ЖУРНАЛ
Восстание
в Бадабере.
Четверть
века спустя
Эвакуация
вертолётов с мест
вынужденной
посадки в
Афганистане
Материальная
ответственность
побеждённого
агрессора
Генерал
от инфантерии
В.Е. Флуг
Офицерский курс
при Учебном
отделении
восточных языков
МИДа Российской
империи
Польско-литовские
татары на службе в
русской армии
WWW.MIL.RU
апрель
№
2 4010
2010
ISSN−0321−0626
Третий тост
Художник М.С. Сватула
26 апреля 1985 года советские военнопленные в лагере Бадабер
(35 км от Пешавара. Пакистан) подняли восстание.
В бою с моджахедами все герои погибли
Стр.1
• Военно-патриотическое воспитание
1812 ГОД В КАРТИНАХ
В.В. Верещагин
Конец Бородинского боя
1899—1900 гг.
Наполеон I
на Бородинских высотах
1897 г.
«В штыки! Ура, ура!» (Атака)
1887—1895 гг.
С оружием в руках — расстрелять!
1887—1895 гг.
С 11 марта по 10 мая 2010 года в Государственном историческом музее проходит выставка картин В.В. Верещагина,
посвящённых войне 1812 года.
Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – «художник, солдат и путешественник» – придерживался
демократической традиции русской художественной школы второй половины ХIХ века. Его идеалом в искусстве
были правда и простота, а целью – служение творчеством своему Отечеству. Необычен путь художника в искусстве,
драматичны история создания и жизнь его знаменитых произведений.
В.В. Верещагин родился в г. Череповце Новгородской губернии в семье помещика. Закончив Александровский
кадетский корпус в Царском Селе, поступил в Морской корпус в Санкт-Петербурге, параллельно посещал
рисовальную школу Общества поощрения художеств. Выйдя в отставку, поступил в Академию художеств, которую
вскоре оставил и отправился в путешествие по Европе, Кавказу, Туркменистану. Находясь в Самарканде, художник
принял участие в бою, отличившись, получил высокую воинскую награду – Георгиевский крест, который с гордостью
носил всю жизнь. Первая крупная творческая работа – картина туркестанской серии была выполнена художником в
Париже и показана зрителям в художественных столицах Европы – Лондоне и Мюнхене.
В 1887 году Верещагин начал работу над представленной на выставке серией картин. Ему предстояло реализовать
грандиозный замысел. В серию вошли двадцать картин, среди которых два портретных изображения французского
императора. Для сбора материала художник обратился к мемуарной литературе эпохи наполеоновского нашествия:
источникам на русском, французском и английском языках.
Стр.2
В.В. ВЕРЕЩАГИНА. ЧАСТЬ I
На морозе
в зимнем
одеянии
В Городне.
Наступление
или отход
1895 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Ночной привал «Великой армии»
1896—1897 гг.
«Не замай, — дай
подойти!»
1887—1895 гг.
Переправа наполеоновской армии
через Березину
На большой
дороге.
Отступление,
бегство…
1887—1895 гг.
Многое из того, что описывали очевидцы событий, было неожиданно, развенчивало романтический миф о Наполеоне
и рыцарях французской армии. Ореол преклонения, который окружал личность Наполеона I в сознании современников
Верещагина, заслонял от многих соотечественников художника жестокость трагедии наполеоновского нашествия.
В основе работы мастера лежит метод художественной реконструкции исторических событий. Художник стремился
воссоздать простоту и правду истории, что было встречено тогдашней критикой и публикой неоднозначно. Часть картин
серии была представлена на суд зрителей в 1897 году в Париже. «Редко с такой краткостью и силой показывали шаткость
славы и завлекательное безобразие войны», – писала парижская «Фигаро». Признание в России пришло не сразу.
В 1890–1891 гг. художник уже в России продолжает напряжённо работать над серией. В 1895 году в залах Исторического
музея в Москве были экспонированы 10 окончательных картин цикла. Они были восторженно приняты публикой,
но официальные круги, от которых зависело приобретение серии, проявили сдержанность. Художника упрекали в
намеренном очернении образа Наполеона. Отчаяние сменилось стремлением бороться за судьбу полотен.
Первая и последняя картины выставки особенно выигрывают от сопоставления, их художественное решение и
живописная выразительность основаны на противоположных принципах и создают эффект контраста. Яркое утреннее
освещение, играющее бликами на шитых золотом мундирах офицеров, обступивших сидящего Наполеона («Наполеон I
на Бородинских высотах»), контрастирует с мглистым освещением, вырывающим из белёсого мрака стынущих в
ожидании переправы, обречённых французских солдат («Ночной привал “Великой армии”»).
Стр.3